Строительство газопровода в Южную Осетию: герои истинные и герой мнимый
21.06.2009

 

 

Игорь ДЗАНТИЕВ

Фото автора

 

В дни пребывания делегации «Газпрома» в Осетии корреспондент нашего сайта побывал на строительстве газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» вместе с главным диспетчером стройки, ведущим специалистом фирмы «Стройпрогресс» Эмзаром Тедеевым. Он знает буквально каждый метр трассы и вот уже много месяцев подряд без выходных и праздников начинает свой рабочий день с шести утра и заканчивает затемно. Первая хорошая новость: на территории Северной Осетии из 93 километров труб осталось сварить 700 метров в сложнейшем по рельефу Касарском ущелье. Как считает Тедеев, эта непростая задача будет решена до конца июля.

Но сначала мы принимаем решение двинуться на Кударский перевал. Там сейчас идет настоящая битва. Несколько километров с южной стороны штурмуют рабочие и взрывники «Стройпрогресса». Нужно убрать целую скалу, чтобы проложить полку для труб. Сделать это непросто по двум причинам. Во-первых, в этих местах многометровый снег лежит девять месяцев в году. Он не спешит растаять и к концу второй декады июня. А во-вторых, у строителей почему-то к финишу возникли проблемы с доставкой сюда спецгрузов, и именно это обстоятельство тормозит темпы работ. Руководитель генподрядной организации Альберт Джуссоев даже вынужден был сделать по этому поводу официальное заявление (см. материал от 10 июня с.г.).

К тем, кто отвоевывает у скал метр за метром на южной стороне Кударского перевала, спешат с севера соратники во главе с начальником участка Вадимом Джиоевым. В прошлом году они осенью завершили здесь прокладку труб, а теперь решают новую задачу. Бригада Мераба Кокоева пробирается к вершине на максимально возможных скоростях: бульдозерист Шамиль Чочиев, экскаваторщик Болат Кайсынов, водитель «Урала» Гурам Гагиев спускаются в базовый лагерь на высоте 2300 метров только для короткого ночного отдыха. Сам бригадир, являющийся одним из лучших сварщиков, сейчас на несколько дней откомандирован в Касарское ущелье, где его высокий профессионализм нужнее.

Благодаря проделанной колоссальной работе этой бригады, мы пробираемся на своей «Ниве» все выше и выше, ахая от того, сквозь какую толщу снега приходится двигаться героям труда. Слева и справа – масса в два человеческих роста. Выходим из машины, чтобы запечатлеть это для истории. До места, где кипит работа, добраться не получается: снежный обвал преграждает нам путь. Но это игрушки по сравнению с настоящими лавинами. Одна из них сошла десять дней назад и погребла под собой экскаваторщика из Москвы вместе с его «стальным конем». Его откапывали несколько часов. Повезло, что остался жив. Но перенесенный жуткий стресс не позволил продолжить начатое. Было принято единственно верное решение: санаторная реабилитация.

А за штурвал экскаватора сел Болат Кайсынов. Виртуоз управления бульдозером со всеми видами сложной техники справляется играючи. Сам он живет в селении Кевселт. Это первый населенный пункт на юге после Кударского перевала. Впрочем, о населенном пункте громко сказано: Кайсыновы – единственная семья, проживающая ныне там. Фото Болата, как и других ударников, опубликовано в новом номере журнала «Квайса», ведь он с первого дня демонстрирует на строительстве газопровода образцовое отношение к делу. И жаль, что в очередной раз увидеться с ним не удалось.

Мы же вынуждены были повернуть назад и возвращаться в Касарское ущелье, где тоже кипит работа. Здесь высота вдвое ниже, но скалы так же неуступчивы. Из 15 тоннелей, сооруженных на трассе газопровода, 14 проложены в этих скалистых местах прямо над Ардоном (в переводе с осетинского - бешеная река). Зато трудовой энтузиазм, как и горная река, бьет фонтаном. Не зря начальник департамента инвестиций и строительства Ярослав Голко, с которым мы повторно вернулись сюда, скажет, что у строителей «горят глаза». Бригадир Евгений Грищенко, экскаваторщик Александр Каталовский, сварщики Вагиф Кулиев, Сергей Лавров и многие другие – это золотой кадровый фонд  «Стройпрогресса» и его компаньонов в лице подрядных организаций.

Вот почему вызывает недоумение очередной пассаж Э.Д.Кокойты, который все меряет мерками политического противостояния. «Ранее у руководства РЮО сроки строительства вызывали серьезную тревогу, но «Газпром» еще раз доказал, насколько серьезным, надежным и стабильным партнером он является. Ваши сотрудники проявляли не только профессионализм, но и мужество. Работая в таких сложных условиях, на таких высотах они не дрогнули и практически покорили Кавказский хребет», – сказал он 19 июня в Цхинвале на встрече с Я.Голко.

Сотрудники «Газпрома» проводят, конечно же, большую руководящую и организаторскую работу. И, конечно же, все они профессионалы. Но они, помогая решать сложные текущие проблемы, на строительство газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» приезжают все-таки в командировки. Денно и нощно же работают «на таких высотах», «покоряют Кавказский хребет» как раз те, о ком мы очень кратко рассказали в этом фоторепортаже. «Забывать» же рабочих и специалистов только из-за того, что они связаны по роду своей деятельности со «Стройпрогрессом» Джуссоева, непозволительно никому. Потому что благодаря их героизму, а не благодаря Э.Д.Кокойты, народ Южной Осетии вскоре получит российский газ. Вот почему этот фоторепортаж (на фото – ни одного сотрудника «Газпрома») мы публикуем не только для читателей сайта, но и специально для любителя политических эпатажей, в отличие от которого мы убеждены, что народ вправе знать своих истинных героев.

 


Эмзар Тедеев: "Вот такое лето на Кударском перевале".

           


Дальше путь закрыт. До верхней точки газопровода (3148 м) – 350 метров.

 


У Зарамага труба повернет в Мамисонское ущелье.


Работы ведутся вахтовым методом.


С одной стороны – скалы, с другой – своенравный Ардон.


Многие участки Касарского ущелья можно пройти только взрывами.


Экскаваторщик Александр Каталевский всегда готов к любым испытаниям.


Один из 14 тоннелей, пробитых в Касарском ущелье.


Главные работы в Касарском ущелье ведет строительная компания "Марс-Р".

Бригадир Евгений Глущенко и его боевые ребята.

Сварщик экстра-класса Сергей Лавров.

Бригадир Мераб Кокоев всегда там, где сложнее всего.

На станции осушки газа близ Бирагзанга дело тоже идет к финишу.