На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии – часть первая
10.07.2009

 

 

Игорь ДЗАНТИЕВ

Фото автора

 

Обвал, который можно назвать счастливым

Строители газопровода «Дзуарикау-Цхинвал», штурмующие Кударский перевал с южной стороны, 9 июля в течение нескольких часов не могли добраться до места работы на высоту 3000 метров. Рано утром они натолкнулись на неожиданное препятствие: мощный камнепад преградил путь транспорту. Благо, обвал произошел ночью, когда никого из рабочих, а в этом месте они были задействованы в полной мере, не было. Пострадала только техника: огромные валуны раздавили буквально всмятку две бурильные установки. Строителям, перебравшимся через груду камней, пришлось брать вынужденный перекур, который носил не столько характер пагубной привычки, сколько вынужденной психологической разгрузки.

Уже через несколько минут после прибытия задействованных на Кударском перевале бригад, мощная техника, с которой здесь, благо, все в порядке, принялась за дело. Огромные глыбы оказались вполне по зубам для мощного экскаватора, которым мастерски управлял Алеш Джаджиев. Жонглируя кусками скал, как мячиками, он выталкивал их вниз, и они срывались в долину с диким грохотом, поднимая целые столбы пыли. Потом за дело взялись еще два кудесника - бульдозеристы Баграт Багаев и Заурбек Бибилов. За работой всех троих пристально следили коллеги и, судя по одобрительной реакции, не находили изъянов в искусстве управления техникой. Некоторые даже снимали процесс на мобильники.

А чуть ниже скопилась вереница машин - заправщик, вахтовый «Урал», самосвалы с необходимыми грузами, «УАЗики». Через три часа дорога, которая казалось заваленной намертво, вновь открылась: для профессионалов, душой болеющих за дело, не существует преград. Но только было устранено одно препятствие, как возникло другое. Стал накрапывать дождь, который здесь, на высоте 2400 метров, не выглядел освежающим.

Между тем день начинался отлично, а меня он просто порадовал. Выяснилось, что самое большое количество людей на небольшом пятачке можно увидеть в Квайсе в полседьмого утра. Рабочие спецовки, резиновые сапоги и высокие ботинки то и дело мелькали перед глазами. Гудки машин, урчание моторов, гул, создаваемый оживленным разговором всех и каждого, создавали впечатление, что я попал в Квайсу советскую, когда очередная горняцкая смена собиралась в забой. Признаюсь, в шахтерском поселке той поры я не был, но слышал много одинаково восторженных рассказов и в состоянии представить картину напряженных трудовых будней.

Сейчас - такая же пора. Может быть, даже еще более ответственная. Все, кто умеет и хочет работать, заняты на строительстве газопровода «Дзуарикау-Цхинвал», которое ведет московская фирма «Стройпрогресс», возглавляемая «главным квайсинцем» и самым известным выходцем из Южной Осетии в России Альбертом Джуссоевым. Квайса по праву им гордится, и эта гордость еще более возросла после того, как именно ему «Газпромом» было поручено осуществить проект, аналогов которому в мире еще не было. Квайса и Кударское ущелье - словно подразделение «Стропрогресса», во всяком случае, от фирменных надписей на бульдозерах, экскаваторах, грузовиках и спецодежде иной раз рябит в глазах.

Квайсинцы прекрасно понимают, какое исключительное значение имеет эта стройка для народа Южной Осетии. А еще это - достаток в семье, поддержание и развитие профессиональных навыков, в конце концов - просто самоутверждение, что для молодого государства крайне важно. Москва, Омск, Ростов, Краснодар, Дагестан - география участников уникальной стройки в горах впечатляет. Есть мастера своего дела и из Цхинвала. Но большинство все же - из Квайсы и Кударского ущелья: все-таки технические навыки, взращенные здесь из поколения в поколение, не исчезли, что и выяснилось, как только открылся простор для их проявления.

  Выезжаем на трассу, которая начинается в глубине Кударского ущелья, чтобы потом сделать бросок еще дальше на юг. В селении Кобет живут всего четыре семьи - и все они Джаджиевы (Жажиевы). Один из домов отдан в распоряжение строителей. Здесь устроена прекрасная столовая, где вкусно готовят и содержат все в чистоте и опрятности. Те, кто едет на перевал, после завтрака собирают в дорогу сухой паек. Правда, после нескольких часов пребывания на высоте 3200 метров мне показалось, что этот паек мог бы быть посолидней и разнообразней. Но об этом и многом другом - в одном из следующих репортажей с самой вершины Кударского перевала. А пока смотрите первую порцию фотографий и небольшой видеоролик о том, как происходила расчистка завала в разделе «Видео». 

 

Каждое утро в Квайсе начинается с разъезда по рабочим местам.
Перекур после завтрака в сел Кобет.
 
Обвал искорежил технику, но пощадил людей.
 
Пока приходится пробираться с помощью ловкости.
 
Началась расчистка завала.
 Бульдозер спешит на помощь.
Техника застыла в ожидании.
Редкая возможность без спешки понаблюдать за работой коллег.
И вот наконец проезд открыт.