Виктор СМИЛЯНЕЦ,
председатель президиума Международной коллегии адвокатов «Москва»
Международной коллегией адвокатов «Москва» проведена правовая экспертиза действующего на территории Республики Южная Осетия законодательства на предмет соблюдения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и его соответствия Конституции РЮО и нормам международного права.
Поводом для экспертизы послужила ситуация, сложившаяся вокруг фирмы ООО «Стройпрогресс» и других организаций, принимавших участие в строительстве газопровода, а также в связи с незаконным и необоснованным возбуждением уголовных дел в отношении Джуссоева А.А. и Джуссоева М.С. по ст.199 ч.2 п. «а» УК РФ, сопряженных с незаконными заочными арестами указанных граждан РФ и объявлением их в международный розыск, наложением ареста на имущество различных юридических лиц. С юридической точки зрения это абсолютная профанация.
В Республике Южная Осетия продолжает существовать «правовой вакуум». До настоящего времени не приняты гражданский, уголовный, административный и ряд других важнейших законов. Отсутствие национального законодательства в области гражданских и уголовно-правовых отношений создает непреодолимые проблемы для деятельности судов, прокуратуры и правоохранительных органов.
Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия от 29 января 1992 года «О применении аналогии законов России на территории Республики Южная Осетия» не имеет юридической силы и не может собой заменить национальное законодательство. До принятия Конституции Российской Федерации, то есть до 12 декабря 1993 года, существовала Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
Несмотря на то, что в Республике Южная Осетия принята и действует Конституция и ряд других законов, следует признать, что РЮО по указанным выше причинам не соответствует стандартам правового государства и международного права.
Применение на территории РЮО уголовного и уголовно-процессуального кодексов РФ (другого государства) вступает в противоречие со ст.11 и ст.12 УК РФ, Конституцией РФ, а также Конституцией РЮО. Очевидно, что такая правоприменительная деятельность, в том числе и Генеральной прокуратуры РЮО, является незаконной и не влечет юридических последствий.
В таких условиях, с точки зрения международного права, любые действия правоохранительных органов и судов РЮО, связанные с осуществлением своих функций, направленных на уголовное преследование граждан, влекущих за собой ограничение их прав и свобод, являются незаконными.
Осуществляя по указанным выше причинам незаконное уголовное преследование Джуссоева М.С. и применяя при этом уголовный и уголовно-процессуальный законы России, Генеральная прокуратура РЮО нарушает ст.6 и ст.7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При определенных условиях, такая юридическая коллизия может быть предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека.
Работа адвокатуры, (предусмотренная ст.86 Конституции РЮО) становится бессмысленной, а квалифицированная юридическая помощь гражданам - невозможной.
Как уже отмечалось, 18 февраля 2009 года Генеральной прокуратурой РЮО в отношении генерального директора ОАО «Спецстрой Южной Осетии» Джуссоева М.С. и других незаконно и необоснованно возбуждено уголовное дело №970909 по ст.199 ч.2 п. «б» УК РФ (Уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере). В нарушение ст.86 Конституции РЮО и соответствующих норм международного права защитник - адвокат до настоящего времени к участию в деле не допущен.
Все вопросы, в том числе и юридические, в РЮО решаются не в соответствии с нормами права, а путем администрирования, с проявлением правового нигилизма.
В сложившихся условиях решение вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан РФ и юридических лиц, в РЮО возможно только путем обсуждения указанных проблем на межгосударственном уровне, а так же на основании ст.61 Конституции РФ, закрепившей за Российской Федерацией обязанность гарантировать своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.