Замужем за театром
20.06.2009

 

Ольга РЕЗНИК
       Известная актриса театра и кино, народная артистка России Татьяна Бестаева недавно отметила свой очередной день рождения. Отметила скромно, в кругу друзей. Она, что свойственно рожденным под знаком Близнецов, всегда слыла человеком гармоничным, не чувствующим свой возраст. И это неудивительно, ведь актриса по-прежнему востребована, она занята в спектаклях ставшего ей родным театра им. Моссовета, которому отдано без малого полвека.
       Набираю номер московского телефона Татьяны Бестаевой. Гудки… И вдруг голос, такой знакомый и незнакомый одновременно. Знакомый потому, что еще в детстве, не скрывая восхищения, пересмотрела все художественные фильмы с участием актрисы. Татьяна Бестаева, дочь знаменитого актера советского немого кино Владимира Бестаева, исполнителя главной роли в «Абреке Зауре», не без оснований считавшимся «лучшим фильмом советского кинематографа». Сама она снялась в 15 кинокартинах, в том числе в известном фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков». И все-таки главным в ее жизни был и остается театр.


       
– Татьяна Владимировна, Вы окончили институт кинематографии, но основным в вашей жизни стало не важнейшее из искусств, как говаривал Ленин, а храм Мельпомены. Причем, всю свою жизнь, насколько мне известно, Вы посвятили театру им. Моссовета. Что для Вас театр?
       – В театре им. Моссовета я с 1961 года. Поэтому с полной уверенностью могу сказать, что театр для меня все – и дом, и семья, и невзгоды, и радостные мгновения. Словом, жизнь во всех ее проявлениях. Точно таким же по значимости является для меня месяц июнь. В нем сконцентрировалось все хорошее, и все плохое. На июнь в моей жизни приходятся судьбоносные события. Я и папа родились в июне, первое звание получила в июне, третий раз вышла замуж тоже в июне (это был очень счастливый брак, моего мужа Кирилла не стало десять лет назад), в июне я похоронила и своих родителей – и папу, и маму. Так что я где-то даже побаиваюсь этого месяца, хотя и очень его люблю.
Сейчас, когда я оглядываюсь на пройденный путь, то понимаю, что была не совсем права. Надо было расширять свои горизонты, больше сниматься. Но сниматься я не любила, а к театру относилась самозабвенно. Из-за такой преданности профессии у меня нет детей. Только театр, театр и еще раз театр.

       – В каких спектаклях Вы сегодня играете?
       – «Мораль пани Дульской» (Тадрачиха), «Не будите мадам» (Рита), «Ошибки одной ночи» (Миссис Хардкэстль).

       – В спектакле «Не будите мадам», насколько мне известно, мальчика в свое время играл Митя Бероев, младший брат Егора Бероева. А сейчас Вы с ним поддерживаете отношения?
       – Да, но видимся мы теперь нечасто. А когда встречаемся, бываем друг другу рады. Из Бероевых не только Митя играл со мной, но и дочь Вадима Бероева – Ляля. Еще девочкой она исполняла роль дылды в спектакле по пьесе Э. Радзинского «Турбаза». Ставил его знаменитый Эфрос.
Вообще с семьей Бероевых у меня давние связи. С Вадиком мы много вместе играли на сцене. А то, что у Ляли появится ребенок, которого потом назовут Егором, я узнала одной из первых. Когда Элла, жена Вадима, уехала за границу, она попросила меня присматривать за Лялей. Тут выяснилось, что Ляля беременна. Я, как могла ее поддерживала, старалась всегда быть рядом. Когда появился на свет Егор, это для всех нас было большой радостью. И скоро стало видно, что он очень похож на Вадима – своего деда.

       – А с Егором Вы поддерживаете отношения?

       – Нет, сейчас мы не общаемся. У него своя «звездная» жизнь.

       – В Ваш недавний день рождения были ли звонки из Осетии?
       – Не было.

       – А когда Вы в последний раз были в наших краях?
       – Во время проведения первого Владикавказского кинофестиваля в 2001 году. Но осенью я, вероятно, снова приеду в родной папин город. Во всяком случае, об этом есть договоренность с директором киноконцертного зала «Октябрь» Фатимой Саламовой.

       – Как Вы отметили свой день рождения?
       – Как всегда, с друзьями. Моя близкая подруга даже приехала по такому случаю из Америки.

       – А в театре как-то отпраздновали?
      – Нет, у меня же не круглая дата. А вот юбилей два года назад отметили очень красиво. Прошел спектакль «Не будите мадам», потом в торжественной обстановке были зачитаны поздравительные телеграммы, в том числе и от В. В. Путина. Весь дом у меня утопал в букетах цветов. Словом, юбилей прошел на самом высоком уровне.

       – Скажите, а Ваш сводный брат поздравил? Вы с ним поддерживаете отношения?
       – Нет, никаких отношений мы не поддерживаем. Когда-то папа мне говорил: «Ты одна, детей у тебя нет. Я хочу, чтобы рядом с тобой была родная душа». К сожалению, все получилось с точностью до наоборот. Я одинока, хотя трижды была замужем. Видимо, это предначертано мне свыше. Живу открыто, к людям отношусь по-доброму. Одно время со мной жила племянница из Осетии. Я была этому несказанно рада. Но дела у нее здесь не заладились, и она уехала обратно. В общем-то, я человек самодостаточный, гармоничный. Мне никогда не бывает скучно, грустно.

       – Чем Вы гордитесь?
       – Я очень люблю своего отца. Всегда им гордилась и горжусь. А еще предметом гордости являются мои роли. Я их воспринимаю как своих детей.

       – Время над Вами не властно, Вы в постоянном творческом поиске. Ваши планы на сцене и в жизни?
       – Времена сейчас тяжелые. Грядет какая-то реорганизация в театре. К чему это приведет, неизвестно. Были и более благоприятные периоды в нашей жизни. На театральной сцене шли спектакли-хиты, в которых я играла. Это такие постановки, как «Сверчок», «Вешние воды» по Тургеневу, где мы играли вместе с Вадимом Бероевым, «Шум за сценой» (сейчас этот спектакль обновили). У меня были такие самостоятельные работы, как «Дорогая Елена Сергеевна». С этим спектаклем была приглашена даже на гастроли в Америку.
Сейчас я предлагаю для постановки одно из произведений С. Моэма. Давала читать руководству. Всем очень понравилось.

       – Что это за произведение?
      – Название пока говорить не буду. Боюсь, что могут перехватить. Кстати, мои же коллеги мне сказали: «Татьяна Владимировна не выбирает плохих пьес». На самом деле отобранные мной для постановки драматические произведения идут потом по многу лет. А я все ищу, ищу и ищу и никак не могу остановиться.

       – И это, должно быть хорошо. Пусть исполнятся все Ваши желания и надежды. И, надеюсь, до встречи во Владикавказе.