Кем станет Бровцев для Южной Осетии?
11.08.2009

 

 

Алексей ВЕСТНИК,

эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

 

Годовщина бесстыдной агрессии, развязанной напичканной американским оружием Грузией против народа Южной Осетии, стала главной темой обсуждения в СМИ в эти дни. Однако весь трагизм тяжелых воспоминаний и пафос антивоенного негодования не смогли полностью заслонить проблему послевоенного строительства в молодом осетинском государстве. Особенно активно давались первые оценки и делались прогнозы в связи с назначением нового премьера Южной Осетии Вадима Бровцева. Предварить эту тему хочется высказыванием, которое своей искренностью и болью не могло оставить равнодушным.

Речь идет не о политологическом анализе и не о публицистическом комментарии, а об одном мнении жителя Москвы, на которое я случайно натолкнулся в блогах за 9 августа:     

«Не виноват только простой народ. Преклоняюсь перед солдатами простыми, и перед Анатолием Баранкевичем, секретарем Совета Безопасности Южной Осетии. Человек, который был во время войны в центре Цхинвала, который оборонялся и сам громил грузинские танки и защищал солдат, наших солдат и осетинских. Он был с самого начала там, в пекле войны, а вот господин Кокойты приехал, когда война уже шла. Бог ему судья. Но, живя в Москве, вряд ли будешь ближе к своему народу. А Баранкевич, настоящий мужчина, который без оглядки выполнял свой долг. И почему же господин Кокойты так по-предательски относится к людям, которые служили верой и правдой. А правды в Южной Осетии долго не будет, жаль народ, простой народ. Который страдал и после первой войны, и после второй. Больше половины так и живут в сараях».

 

Собственно, эта цитата - уместная увертюра, перебрасывающая своеобразный мост от прошедшей войны, ее истинных героях и антигероях к вопросу о новом премьере. Потому как с человеком в высокой должности премьера многие простые люди в Южной Осетии усматривают шанс на возможные перемены в решении социальных и жилищных вопросов - «чтобы не жить в сараях». Наивны ли эти мечты? Только время даст точный ответ. Пока же полезно привести обзор мнений тех, кто поднаторел в политической аналитике.

Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев назначение Вадима Бровцева на пост премьера Южной Осетии связывает с желанием Москвы контролировать выделяемые миллиардные средства - «чтобы они были истрачены с толком». При этом он предостерегает от иллюзий знакомой еще с советских времен модели: первый человек - местный, а «теневой» первый и номинально второй - назначенец из Центра:

«Это плохая модель для того, чтобы регулировать отношения в республиках Северного Кавказа. Передача полномочий одному лицу - президенту республики - с различного рода контролерами из Центра, которые вместе с ним противостоят оппозиции, приводит не к улучшению ситуации, а к ее ухудшению. Оппозиция на Кавказе, в таком сложном обществе, в котором очень много различного рода политико-экономических образований, имеет свойство усиливаться с ростом власти президента...

У меня есть опасения, что такой же характер может приобрести процесс в Южной Осетии. Уже есть серьезная внутренняя оппозиция президенту. Я думаю, что внутреннее разделение будет продолжать усиливаться, поскольку внешняя угроза, которая сплачивала югоосетин, отпала: Россия взяла на себя защиту Южной Осетии, и Грузия перестала быть реально опасным врагом».

 

Ему вторит наиболее авторитетный на сегодняшний день специалист по Кавказу Сергей Маркедонов, который также считает, что в таких сложных ситуациях, какая сегодня сложилась в послевоенной Южной Осетии, нужна коалиция усилий разнополярных сил:

«Стоит обратить внимание на то, что уход в отставку Асланбека Булацева практически совпал с распространенным 3 августа нынешнего года Обращением т.н. Координационного Совета общественных и политических организаций Республики Южная Осетия. Его подписали три политических оппонента Кокойты - Альберт Джуссоев, Анатолий Чехоев, Анатолий Баранкевич. Все они значимые для Южной Осетии фигуры, представляющие бизнес, политический класс и силовую сферу.

...Концентрация всей российской работы (и естественно, выделяемой помощи) в Южной Осетии в одних руках (по кадыровской модели) не будет слишком эффективной».

 

Этих опасений не разделяет Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО. Хотя его аналитический стиль - эффектные сопоставления и игра слов, нежели строгая аргументация, подкрепленная фактами и примерами:

«То, что на должность премьер-министра Южной Осетии назначен россиянин, не говорит абсолютно ни о чем. Там же все россияне, какого жителя Южной Осетии ни возьми! Вот если бы на пост премьера назначили не россиянина, это действительно было бы сенсацией».

 

Впрочем, все эти заявления, отличаясь в большей степени или в частностях, не противоречат кардинально друг другу. Просто Кисриев и Маркедонов полагают, что оппозиционное движение в Южной Осетии - серьезный общественно-политический фактор, с которым надо считаться и Цхинвалу, и Кремлю. А Рогозин не замечает такой реальности. Или, скорее, по должности ему не положено ее публично замечать.

Совсем свежие комментарии по поводу премьерства в Южной Осетии появились вчера. Причем, как на федеральных информационных ресурсах, так и на региональных, отстоящих, что удивительно, от Цхинвала не на одну тысячу километров. Журнал «Итоги» устами Елены Петровой увязывает все последние кадровые решения и сделанные политические заявления исключительно с деньгами:

«Казалось бы, какая связь между годовщиной августовских событий в Южной Осетии, отставкой ее премьера «по состоянию здоровья» и заявлениями президента Эдуарда Кокойты о стремлении республики вступить в состав России и территориальных претензиях к Тбилиси? А таковая явно имеется. Уверяют, например, что официальная версия причин отставки главы правительства - ширма. Истину же стоит поискать в результатах недавней проверки Счетной палатой России, вскрывшей нецелевое расходование выделяемых Москвой средств на строительство жилья и разрушенной инфраструктуры. Стрелочником, мол, назначили премьера, наверняка потрясут и министров. Между тем именно Кокойты взял под контроль все финансовые потоки. Бывший же премьер так и не смог, по сути, приступить к работе».

 

Жесткую увязку всех вопросов с контролем финансовых ресурсов отмечает постоянный аналитик архангельского информационного агентства «RUSNORD» Леонид Черток:

«Почти три месяца республика жила вообще без правительства. Это в тот период, когда в Цхинвал шли самые длинные автоколонны с гуманитарной помощью и самые большие банковские переводы не только из России, но и из других стран, где есть осетинская диаспора. Несложно догадаться, кто этими богатствами рулил. Правда, скоро выяснилось, что быть лидером непризнанной ни кем республики, находящейся в перманентном состоянии войны, и единолично строить мирную жизнь - далеко не одно и тоже. Мы неожиданно узнали, что и у маленького, сплоченного народа может быть своя оппозиция. Не прогрузинская, упаси боже, но желающая иметь хотя бы полную информацию, куда, кому и на что помощь уходит, еще лучше, контроль над освоением миллиардов.

...Даже российские государственные телеканалы, которые априори не гоняются за жареными фактами, могут показать лишь новенькие крыши на домах, чьи стены до сих пор зияют дырами от залпового огня. Общая же картинка Цхинвала такая, как будто бой закончился неделю назад, хотя прошел целый год...И очень много греющих душу надписей: «Спасибо, Россия!». А вот собственному руководству - ни слова благодарности...

Теперь попробую смоделировать июльскую ситуацию. В республике всё так запущено, что даже поленились построить к приезду Дмитрия Медведева некое подобие «потемкинской деревни». Наш президент ужаснулся увиденным, Но не портить же людям праздник, не лишать последней надежды. Думаю, именно тогда, вдали от телекамер и микрофонов, Кокойты было сделано последнее предупреждение - или порядок, или никаких миллиардов. Выждав для приличия три недели, югоосетинский президент назначает «козлов отпущения», увольняет министров, вслед за этим идет подтверждение очередных преференций».

 

Земляки нового премьера из «Урал-пресс-информ» опубликовали вчера любопытный материал под интригующим заголовком «Дела премьера», в котором Александр Подопригора рассказывает о прошлом Вадима Бровцева и возможных пружинах его неожиданного назначения. Автор при этом прошелся по своим коллегам: «Местная пресса немедленно отозвалась на это событие радостными всхлипами: «знай наших»! Все как один изъяли из сети и перепечатали старую историю «Челябки» о мужественном бизнесмене, вытащившем из загоревшейся квартиры пьяного соседа». Но прошелся только для того, что обратиться к главному:

«Вопрос о том, чем именно малоизвестный владелец скромного бизнеса из Озерска заслужил право стать главой правительства независимого кавказского государства с большим бюджетным финансированием из России, остался отрытым. Мы считаем необходимым по мере возможностей восполнить этот пробел и поговорить о «делах», сопровождавших Вадима Бровцева значительную часть его предпринимательской карьеры. Не исключено, что именно они и привели его в Цхинвал».

 

Интернет-портал отмечает, что «скандал с поддельным дипломом о высшем образовании, из-за которого Бровцева «прокатили» на выборах в городское Собрание Озерска в 2005 году (реально будущий премьер имел за плечами лишь ПТУ), - не самый яркий в его биографии». И приводит факты, что еще в 1995 году, налоговая полиция Озерска проверяла, к примеру, большую загородную дачу Бровцевых, в которой было обнаружено много военного обмундирования. В 1997 году налоговая полиция Озерска возбуждает против АОЗТ «Вермикулит» уголовное дело о незаконной предпринимательской деятельности и мошенничеству в особо крупных размерах. В результате на три года условно был осужден заместитель Бровцева.

Далее приводятся и другие многочисленные неприглядные примеры из предпринимательской деятельности нынешнего председателя правительства Южной Осетии, многие из которых заставляют всерьез задуматься: не на дармовую ли «малину» позволил уговорить себя «уральский самородок»? Или по русской традиции светит перспектива «на троих», где компанию Кокойты и Бровцеву составит заместитель Минрегионразвития Панов, курирующий Южную Осетию и, по информации в прессе, осчастлививший ее столь ценным кадром? Понимая важность стоящих перед Южной Осетией задач,  «Урал-пресс-информ» задает резонный вопрос:

«Неужели в Челябинской области (пуще того - в России!) не нашлось строителя без репутационных издержек весом в несколько томов? Или же мы все-таки имеем дело с четко выстроенной системой коррупционной селекции, которая отбирает для распоряжения деньгами государства вовсе не лучших, с незапятнанной репутацией, а потому независимых профессионалов? С системой, которая четко бракует их и выносит наверх малоизвестных, зависимых, плотно «сидящих на крючке». Они послушно исполняют деликатные распоряжения, сделанные по телефону. Они подпишут любую платежку, разместят нужные заказы в нужных фирмах, как следует проведут нужные тендеры. А в случае крайней нужды примут и наказание - заслуженное, но условное. Они всем хороши, но с ними вечно одна проблема: деньги исчезают, а дома не строятся».

 

Можно только поблагодарить челябинских коллег за предельно откровенный материал-предупреждение, который советуем обязательно почитать целиком. Очень хочется верить, что приведенные в нем факты, заставляющие серьезно сомневаться в сделанном кадровом выборе, все-таки не приведут в Южной Осетии к фатальному развитию ситуации. Небольшая гарантия этого - резко усилившееся общественное внимание к новому кавказскому государству благодаря публичной деятельности коалиции сил Южной Осетии, противостоящих Кокойты. Плюс политическое лицо Москвы, которая ни при каких обстоятельствах не может допустить дальнейшего произвола в экономической и социальной жизни Южной Осетии.