Игорь ДЗАНТИЕВ
Сегодня в Москве в конференц-зале газеты «Известия» состоялась пресс-конференция для российских и зарубежных журналистов. В ней приняли участие жители Цхинвала Инара Габараева, Лиана Тедеева, Григорий Дзасохов и Зема Тедеева, потерявшие свои дома в результате грузинской агрессии в августе 2008 года, а также председатель правления Межрегиональной общественной организации содействия защиты гражданских прав адвокат Андрей Столбунов. Темой пресс-конференции стала ситуация с ходом восстановительных работ в Южной Осетии.
То, что столь уважаемое и престижное издание, как «Известия», инициировало пресс-конференцию и предоставило для этого свою площадку, вполне объяснимо. Известинцы уже давно приобрели репутацию газеты, помогающей пострадавшим и обездоленным. Так было в 2004 году после Беслана, так обстоит дело и сегодня. Это благородные традиции, которые, к сожалению, редки в современном обществе.
Взявшая слово первой Инара Габараева поблагодарила Газету «Известия» и пришедших на пресс-конференцию журналистов (а их собралось немало) за интерес и внимание, проявленные к проблемам жителей Цхинвала, оставшихся без крова. «Выделяются огромные федеральные деньги. Мы понимаем, что это деньги всего российского народа и благодарим за бесценную поддержку, - сказала она. - но на сегодняшний день практически ничего не сделано для тех, кто остался без крыши над головой».
При этом идут странные чиновничьи игры. Многим погорельцам частного сектора урезали первоначально определенную норму жилья на семью со 125 кв. метров до 80 кв. метров. И никто до сих пор не видел документа, на основании которого это сделано. Габараева рассказала, что она и ее соратники по несчастью обращались в Южной Осетии во все инстанции, начиная с председателя комитета по восстановлению Зураба Кабисова и заканчивая президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты. Безрезультатно. Месяц назад обратились к министру регионального развития РФ Виктору Басаргину. От него ответа тоже пока нет.
Адвокат Андрей Столбунов сообщил, что вместе с членом Общественной палаты РФ Александром Бродом занимается делом погорельцев уже месяц, но за это время так и не увидел ни одного документа, где бы была утверждена урезанная норма. А вот по 125 кв. метрам имеется официальный документ, утвержденный президиумом правительства РЮО и завизированный россйскими официальными лицами. Между тем, если перевести недостающие метры в рубли и отнять от 1 млрд., выделенного в этом году на восстановление частного жилья, то получается кругленькая сумма в 360 млн. рублей.
Возникает закономерный вопрос: где эти деньги? «Должно быть проведено расследование, - обратилась в присутствующим Габараева. - Если выяснится, что их украл Кабисов, то в этом случае он должен понести уголовную ответственность».
Зема Тедеева поведала о трагических событиях в ее жизни, которые в последние двадцать лет происходили одно за другим. В 1992 году, защищая Цхинвал погибли ее родной и двоюродный братья. Ей, матери троих детей, пришлось взять на воспитание маленького племянника. Потом, не вынеся горя, скончались родители. А в августе 2008 года вся ее семья осталась ни с чем: оба дома, включая родительский, а также старенький УАЗик были полностью уничтожены попавшими в них снарядами. Не уцелели даже надгробия на кладбище у школы №5, где похоронены ее братья. Сама Зема Тедеева получила осколочное ранение в грудь, а недавно сломала ногу на руинах своего дома. И за все прошедшее после войны время ни один человек из правительства Южной Осетии даже не поинтересовался, а как она собирается дальше жить.
«Мой муж возил меня в больницу во Владикавказ, но был уволен из министерства обороны за то, что пропустил построение, с болью рассказала журналистам она. - Это благодарность за 20 лет безупречной службы. Сейчас он получает пенсию в 480 рублей. Можем ли мы прожить на эти деньги? Спасибо огромное Тамазу Григорьевичу Кахиашвили - отцу трехкратного олимпийского чемпиона, который приютил нас в своем доме в прошлую зиму и не взял за это ни копейки».
Зема Тедеева и после пресс-конференции рассказывал окружившим ее журналистом о благородстве и милосердии этого человека - грека по национальности, что на фоне абсолютной черствости осетинских чиновников служит всем им одновременно и укором, и примером. Так получилось, что в апреле Кахиашвили-старший продал свой дом и уехал в Грецию. С тех пор Григорий Дзасохов и Зема Тедеева живут в палатке в огороде своего разрушенного дома. Перспектива остаться в палатке на зиму их не радует, а вероятность такая почти стопроцентная. Это и привело их к мысли обратиться к российским властям и к российской общественности.
Лиана Тедеева проинформировала о своем примечательном диалоге с Зурабом Кабисовым. Она спросила его, на каком основании некоторым семьям со смежной семьей строятся дома из расчета 125 кв. метров, в то время как их усекают до 80? Кабисов ей ответил, что произошла ошибка, и лишние метры подрядчики построят за свой счет. Этот момент, демонстрирующий неуклюжесть и изворотливость нынешней власти, вызвал невеселый смех некоторых из журналистов.
Приводились и другие факты. Такие, например, что сейчас идет строительство ряда домов (например, по ул. Сабанова, 10), разрушенных еще во время войны 1991-1992 годов. Есть среди них и будущие особняки из отборного кирпича по 160 и более квадратных метров. Кто их владельцы, и на какие деньги они строятся? От ответов на эти неприятные вопросы власти уклоняются. Как уклонялись они ранее от многочисленных вопросов по гуманитарной помощи. «Гуманитарная помощь прошла мимо нас, простому народу остались крохи с барского стола, и мы боимся, что теперь мимо нас пройдут и наши дома, положенные нам по закону», - сказала Габараева.
«Мы не занимаемся политикой, мы отстаиваем свои права, до которых властям Южной Осетии нет дела», - подчеркивали участники пресс-конференции. Доведенные до отчаяния от вопиющей несправедливости люди рассчитывают найти понимание в Москве. « Мы надеемся только на Россию, - без недомолвок сообщила журналистам Габараева. И добавила: «Заслуга так трудно доставшейся нам Победы принадлежит каждому жителю, не покинувшему все эти годы Цхинвал. Но сегодня я хотела бы еще раз сказать огромное наше спасибо солдатам и офицерам 58-армии, российским миротворцам, которые нас защитили, всем гражданам России, которые откликнулись на нашу беду и не оставили один на один с бедой».