Лучезарное творчество Эльбруса Саккаева
29.07.2009

 

 

Ольга РЕЗНИК

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения заслуженного художника Северной Осетии Эльбруса Саккаева (1939-2005), который оставил немеркнущий след в национальном изобразительном искусстве. Выпускник Ленинградской академии художеств им. И.Е.Репина, он вошел в историю осетинской живописи как великолепный портретист, равных которому в Осетии не было. Говорят, что, когда выставка осетинских художников демонстрировалась в Ростове, портреты кисти Саккаева произвели настоящую сенсацию. В силу того, что краски просвечивали друг друга, создавалось впечатление, что картины светятся. Умение так мастерски владеть палитрой показалось поклонникам живописи настоящим волшебством и откровением.

Талант, подкрепленный фундаментальными знаниями, рождает большое творчество. Чувствовалось, что за плечами у портретиста прекрасная школа. На факультете живописи Эльбрус обучался в мастерской известного советского художника-баталиста Евсея Моисеенко, затем в течение двух лет в творческой мастерской при Академии художеств СССР под руководством академика Виктора Орешникова (учиться у талантливого мастера считалось большой честью). По окончании учебы Саккаев, несмотря на протесты его педагогов, вернулся в родную Осетию, где плодотворно творил и преподавал вплоть до последних дней своей жизни.

Говорят, нет пророка в отечестве своем. Возможно, останься Эльбрус Саккаев в Ленинграде, он был бы более «раскручен», а талант и мастерство его, возможно, ценились бы больше. Но он устремился туда, откуда корни, чтобы здесь, на земле предков, запечатлеть своих современников - простых тружеников, которым довелось жить и работать в героическую эпоху. На полотнах Э.Саккаева - его родные и близкие, знакомые, друзья и просто те, в ком художник пытался разглядеть характерные черты, присущие его времени.  Среди них личности исторические и даже мифические - величайший полководец Исса Плиев на коне, легендарный аланский царь Инесмей, Святой Устырджи, написанный в соавторстве с заслуженным художником России Юрием Дзантиевым. Многие работы художника сегодня находятся в частных коллекциях. И, тем не менее, они всегда узнаваемы, так как наполнены самим дыханием жизни, юмором, талантом мастера разглядеть в обыденной жизни подлинную поэзию и красоту.

В канун юбилея Эльбруса Саккаева мы попросили поделиться своими впечатлениями о его творчестве тех, кто близко знал художника.

 

Зара ГАЗДАНОВА, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО-Алания

Эльбруса я познакомилась давно. В одно и то же время в одном и том же вузе мы учились в Ленинграде. Поступил он не сразу. Как и многие в те годы, работал, ходил на подготовительные курсы. Мы были дружны. В студенческом общежитии в паре играли в теннис и всех обыгрывали.

Эльбрус был прекрасным рисовальщиком и очень одаренным живописцем. Таких портретов, как у него, никто не писал. Он тонко и точно все выписывал, так творили художники эпохи Возрождения. Но получались не сладенькие картинки. Эльбрус создавал характеры, образы.

            Помимо всего прочего, он был еще и великолепным педагогом. В 1973 году  открылось Владикавказское художественное училище, куда меня назначили директором. Преподавали в нем очень сильные художники - Михаил Дзбоев, Заурбек Губаев, Таймураз Гагоев и Эльбрус Саккаев. Но он был еще и талантливым педагогом - настолько, что за час-два мог дать то, на что многим требовался месяц.

Это был хорошо образованный, начитанный, эрудированный человек. Любил музыку и разбирался в ней. У Эльбруса была прекрасная коллекция грампластинок. Поэтому неудивительно, что он воспитал целую плеяду талантливых учеников. Он сам получил прекрасное образование. И все свои знания, весь свой талант вложил в начинающих художников.

Честно говоря, мне кажется, что весь свой собственный творческий потенциал, а он был, без преувеличения, выдающимся, Эльбрус так до конца и не раскрыл.

 

Таймураз МАРГИЕВ, председатель Союза художников РСО-Алания

Я учился в художественном училище в то время, когда там преподавал Эльбрус Саккаев. Он приехал из Ленинграда уже известным художником. Это был великолепный рисовальщик, настоящий мастер реалистического рисунка. Эльбрус Алексеевич был хоть и молодым, но весьма авторитетным педагогом. Он емко и остро высказывался по различным темам, в том числе и по технике рисунка, живописи, композиции. Студенты ходили с блокнотами и записывали за ним. А преподавал он сложнейшую дисциплину - композицию. Собирался даже издать учебник по мастерству композиции.

Эльбрус Алексеевич пользовался большим авторитетом не только у студентов, но и у преподавателей. Его любили и уважали все, кто его знал. Несмотря на хромоту, он был сильным человеком - и физически, и морально. Все время занимался гимнастикой, много читал, не останавливался в своем развитии и всегда был примером для своих учеников.

 

Фатима САУТИЕВА, научный сотрудник Северо-Осетинского республиканского художественного музея им. М. Туганова

Как работник художественного музей знаю, что многие из тех, кто учился у Эльбруса Саккаева, благодарны ему. Даже те, кто не числился в его учениках, многое взяли у него на вооружение. Об этом, кстати, совсем недавно говорил художник Георгий Цоколаев. Он признавался, что многое в творческом плане ему дал именно Эльбрус Алексеевич.

Эльбрус Саккаев - очень сильный художник, его талант ярок. Плюс хорошая школа. Но мне кажется, что где-нибудь в мегаполисе, где таланту легче быть замеченным и оцененным, он прозвучал бы громче. Там, как ни грустно это констатировать, для этого все-таки больше возможностей.

 

Юрий САККАЕВ, брат художника

Рисовал Эльбрус с раннего детства. Все дома удивлялись, откуда у него это? Помню, как он внезапно собрался и уехал в Питер. Там у нас никого не было - ни родни, ни знакомых. А он взял и уехал. Поступил в академию не сразу. Но возвращаться не стал, гордость не позволяла. Год там же, при академии, проработал кочегаром. Это с больной-то с детства ногой (туберкулез кости). Но он был физически очень сильным человеком. Еще будучи студентом, Эльбрус стал членом Союза художников СССР, что случается довольно редко. Он был первой ракеткой академии по настольному теннису.

У него были знаменитые педагоги - Орешников, Моисеенко. Далеко не каждого они приглашали в свою мастерскую. У Эльбруса уже была в Ленинграде персональная мастерская, а он взял да и уехал на периферию. Педагоги его явно не поняли и не одобрили. Когда дела у него здесь не заладились, когда его стали «затирать», отец говорил: «Уезжай». И из Питера звонили, звали вернуться, но Эльбрус был гордый, не поехал.

Между тем как художника Эльбруса хорошо знали. Его работы экспонировались в Западной Германии (в одном из их журналов была помещена репродукция с картины «Семейный портрет»). Его полотна выставлялись в Америке, в Турции, в Финляндии.

Мой брат был маэстро в своем деле, художником от Бога.  Многие его работы «прошумели». Это и очень известный портрет академика Александрова, и культовая картина «Святой Уастырджи», которую он делал вместе с Юрием Дзантиевым. Из ранних картин мне очень нравится полотно, на котором изображен поединок Пересвета с Челубеем - столько экспрессии, такие краски! Оно сейчас находится во Владикавказском гарнизонном доме офицеров.

У Эльбруса было много учеников. Он не терпел серости, а в талантливых ребят вкладывал всю душу. Юрий Абисалов, Дина Сахапова... Разве всех сейчас вспомнишь?

Как сейчас, у меня перед глазами: сидим мы у Эльбруса в мастерской. Вдруг неожиданно тогдашний министр культуры республики Анатолий Дзантиев говорит: «Нарисуй коня, лежащего на спине». Эльбрус в течение десяти минут выполняет его заказ. Помню. Дзантиев свернул лист с рисунком, положил его к себе в карман и медленно так произнес: «Ты бешеный художник!». Вот такой он был мастер!

 

 

Эльбрус Саккаев. Женский портрет.

Юрий Дзантиев, Эльбрус Саккаев. Святой Уастырджи.