Агунда ДАУРОВА,
ведущая рубрики «Доброе дело»
В рамках Школы приемных родителей во Владикавказе на базе детского дома «Хуры тын» состоялись семинары для специалистов центров семейного устройства, органов опеки и службы сопровождения принимающих семей Северной Осетии. Занятия проводили ведущие московские специалисты во главе с руководителем проекта «К новой семье» экспертом комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей Алексеем Рудовым. Суметь донести до решившихся на ответственный шаг семьей трудности адаптации ребенка в новых условиях, указать на типичные при этом ошибки, предотвратить избыточные ожидания родителей, и, напротив, настроить их на реальную оценку своих сил - эти задачи были выполнены в полном объеме.
Краткие итоги московско-владикавказского сотрудничества подвел специально для сайта «Осетия-Квайса» Алексей РУДОВ.
- Вас с вашим опытом что-то удивило в Осетии?
- Если честно, то не ожидал, что в такой маленькой республике, как Северная Осетия - столько детей-сирот. Мы даже не сразу согласились, когда нам предложили провести семинар для сотрудников детского дома и специалистов органов опеки и попечительства. Нам казалось, что на Кавказе этой проблемы нет.
Но, приехав в Осетию, мы были очень удивлены, увидев, что оставшиеся без родного участия дети-то - есть! Есть дом ребенка, есть несколько детских домов, и есть среди этих детей много осетин. Более того, в детских домах воспитываются дети, у которых живы родители!!! Для нас это был шок. Ну, и, во-вторых, мы были удивлены большим количеством пришедших на семинар специалистов. Это, скорее всего, объясняется тем, что в Интернете и в печати информации для них мало, еще меньше общения со специалистами, которые имеют опыт работы и могут рассказать какие-то прецеденты, конкретные случаи. Мы договорились, что будем продолжать сотрудничество.
- Как возникла идея создать школу приемных родителей?
- Дело в том, что не все имеют представление, с какими проблемами им придется столкнуться. Семья, принимающая ребенка, будет, так или иначе, изменяться, а любые изменения - они болезненны. Они не могут происходить бесконфликтно. Поэтому и возникла идея создать школу, где мы, опытные родители, опытные специалисты будем рассказывать, прежде всего, как научиться понимать потребности ребенка и как избежать ошибок, помогая ему влиться в семью. Опыт Школы приемных родителей в регионах очень востребован. Даже республиканские школы так стали называть. И мы гордимся этим. Радуемся, что люди до того как принять ребенка смогут подготовиться к столь серьезному шагу.
- С какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?
- Первое, что обычно говорят родители необученные: «Нам дали ребенка хорошего, а через 2-3 месяца его как подменили. Что происходит?» А на самом деле - это естественный процесс адаптации, который не одномоментый. То есть для того, чтобы ребенок поверил, что он в семье принят, нужно некоторое время. Ребенок тем и отличается от родителей, что никогда не будет действовать, как взрослый. И когда наши уже подготовленные родители видят, что ребенок не слушается, хулиганит, перечит, они знают, что на первом этапе так и должно быть. И понимают: дальше все будет хорошо. А родители неподготовленные очень часто возвращают детей в учреждение. Для ребенка, когда рушится возникающая привязанность и доверие, самое травматичное.
- Школа приемных родителей поможет избежать таких нежелательных случаев?
- Конечно. Готовность и знания очень поддерживают людей. Придают уверенность в том, что они справятся, что они адекватны и успешны в родительской роли. Уменьшают тревогу по поводу наследственности этих детей, возможных заболеваний и так далее. «Предупрежден - значит, вооружен», - как говорится.
Наша школа - это живое мероприятие, живое общение. Оно интересно и нацелено на то, чтобы помочь предотвратить или преодолеть проблемы в будущем. Поэтому потом нам даже трудно расставаться, наши родители создают группы взаимной поддержки, да и мы их никогда не оставляем.