Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди
04.08.2009

 

 

Игорь ДЗАНТИЕВ

 

В связи с распространенным вчера обращением, с которым выступил Координационный Совет общественных и политических организаций Республики Южная Осетия, возникают предпосылки для формирования в молодом осетинском государстве принципиально новой ситуации. Речь не о том, что простой документ, пусть выверенный в акцентах, вскрывший природу многочисленных ошибок и преисполненный лучших побуждений, вдруг вразумит Кокойты и его окружение. Даже если бы это фантастическое допущение случилось, вряд ли можно было ожидать от нынешней власти внятного формулирования приоритетов, всплеска организационного таланта и демонстрации трудового пота: слишком немощной эта власть выглядела весь послевоенный год.

 Значение вынесенного на суд народа обращения видится несколько в ином. Во-первых, оно продемонстрировало всем жителям Южной Осетии, что люди, не желающие мириться с произволом Кокойты и его неспособностью эффективно решать созидательные задачи в мирное время, полны решимости добиваться реальных перемен. И это несмотря на многочисленные карательные акции властей, нескончаемые примеры запугивания тех, кто не согласен с пагубным курсом Кокойты.

Во-вторых, обнародованный документ свидетельствует: все усилия официального Цхинвала расколоть ряды оппозиционеров не увенчались успехом. Напротив, протестное движение ширится и пополняет свои ряды. По-другому и быть не могло. Подорвать базу для проявлений недовольства можно не интригами и рекламно-успокоительными акциями, а исключительно конкретными делами, которых нет.

В-третьих, майский митинг на Манежной площади был разминкой. Налицо признаки того, что противостояние переходит в фазу затяжной конфронтации, исход которой решит не нокаутирующий удар, а «мнение арбитров». Арбитр хорошо известен. А вот кому и когда будет отдано предпочтение, предугадать непросто.

По имеющейся информации, недавние визиты в Цхинвал российской политической элиты во главе с президентом страны вызвали намного больше вопросов, чем удовлетворяющих ответов. Чуткие к такого рода нюансам югоосетинские чиновники затаились, стараясь, на всякий случай, избегать излишней публичности. Замолчал даже всегда активно реагирующий Дмитрий Медоев. Некоторые полагают, что он готовится при поддержке российского МИДа стать новым главой Южной Осетии. То, что Медоев - фигура для Москвы проверенная плюс известная за рубежом, делает его шансы, благодаря этим козырям, небезнадежными. А если Кремль изберет стратегию компромисса, действуя по принципу «ни нашим, ни вашим», то креатура посла может обрести реальные очертания.

Судя по всему, в высоких слоях политической атмосферы все чаще задумываются о «свежей крови» и кадровой встряске. Встряска, возможно, уже бы состоялась, если бы не продолжающаяся международная возня вокруг Южной Осетии и необходимость в связи с этим не давать еще одного повода для упрека. Тем не менее, число сторонников сильнодействующей кадровой инъекции в рядах столичных политиков, влияющих на принятие ключевых решений, растет. Южной Осетии нужен серьезный управленец, способный жестко осуществлять планы по возрождению нормальной жизни. Некоторые не исключают варианта, чтобы большую часть экономических рычагов сосредоточить в руках прямого назначенца из Москвы, роль которого пока выполняет Минрегионразвитие.

Именно поэтому крайне актуальна та часть обращения, где говорится о мере ответственности местной власти: «Жизнь требует крупных организаторов, способных увлечь и повести людей уже не на позиции для сражения, а в цеха и на стройки, в поля и нивы, к машинам и механизмам, тех, чьи интересы и образ жизни близки народу. Только эти люди способны вывести страну из экономического тупика, освободить от финансовой и хозяйственной зависимости, вывести республику из унизительного положения иждивенца и просителя». Судя по сказанному, оппозиция готова взять на себя это тяжелое бремя.

Обращение подписали Альберт Джуссоев, Анатолий Чехоев, Анатолий Баранкевич, олицетворяющие три главных направления. Первый преуспел в экономике и созидании, получив широкую известность в России, второй - опытный политик, много лет отстаивавший фундаментальные интересы Осетии на самом высоком уровне, третий - бесстрашный солдат с погонами генерала, народный герой и прекрасный организатор. Но за ними стоят люди. И их уже сейчас немало. Однако потенциал протестного движения гораздо больше. Если Координационному Совету удастся под свои декларируемые цели действительно объединить хотя бы часть из недовольных, то эта структура станет мощной силой, с которой, в отличие от мифического и ритуального «Стыр Ныхаса»,  будет иметь реальное влияние в обществе.   

Сегодня никто из тех, кто обладает хотя бы минимальными полномочиями, не вправе рассчитывать на снисходительное отношение к себе - ни на юге Осетии, ни на севере. Потому что слишком велика цена бездеятельности и бездарности. Чем ближе годовщина агрессии, развязанной Грузией против народа Южной Осетии, тем чаще должностные лица начинают говорить правильные слова о памяти павших и понесенных жертвах. Но лучше все-таки делать правильные дела. Они  и только они способны осуществить благоприятный поворот в послевоенной судьбе безумно уставшего от страданий народа Южной Осетии.