Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну
24.08.2009

 

 

Алексей ВЕСТНИК,

эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

 

            К годовщине исторического, выстраданного осетинским народом события - признания Россией независимости Южной Осетии - был приурочен пуск магистрального газопровода «Дзуарикау-Цхинвал». Однако намеченная на 26 августа торжественная церемония обрела сегодня все свойства разрастающегося скандала. Сообщения из московского офиса фирмы «Стройпрогресс» напоминают сводки боевых действий: количество арестованной правоохранительными органами техники, принадлежащей известной российской компании, растет. А источники в Южной Осетии сообщают, что Э.Кокойты объявил своему злейшему врагу А.Джуссоеву, возглавляющему «Стройпрогресс», тотальную войну на уничтожение.

            По данным аналитиков, Э.Кокойты давно распорядился «перекрыть кислород» А.Джуссоеву, как только газ начнет поступать по трубе на конечную распределительную станцию, построенную около Цхинвала. И вчера поздно вечером этот знаменательный факт произошел: пробный пуск газа завершился успешно. Сразу после этого и поступила команда «фас». Первоначально было арестовано десять единиц техники «Стройпрогресса», которая стала выдвигаться на стационарную базу в североосетинский Алагир «на техническое обслуживание». Силы ГАИ Южной Осетии, ссылаясь на распоряжение Э.Кокойты, остановили бульдозеры, экскаваторы и тягачи, и после многочасового пребывания под арестом, предложили двигаться только в одну сторону - на юг, в Цхинвал.

            По последним сообщениям глава «Стройпрогресса» А.Джуссоев заявляет о фактическом  аресте всей принадлежащей ему техники, которая в настоящий момент находится на территории Южной Осетии. А это, ни много ни мало, порядка 70 единиц, 40 из которых - большегрузные самосвалы. Скандал грозится вот-вот перекинуться на дипломатический уровень. «Стройпрогресс» намерен апеллировать в российский МИД по поводу беззакония в отношении российской компании.

            Э.Кокойты и А.Джуссоев, по крайней мере, внешне поддерживали дружеские отношения до августа 2008 года. По одной версии эти отношения дали трещину после того, как российский бизнесмен, выходец из шахтерского города Квайса в Южной Осетии, раскритиковал президента за бездарную организацию обороны Цхинвала и республики в целом. По другой разлад наступил раньше, когда «льготные» условия прокладки газопровода, поставленные Кокойты, были бизнесменом опрометчиво отвергнуты, а полководческий «талант» Верховного Главнокомандующего послужил лишь предлогом для оформления разрыва.

Так это или нет, в сущности, уже не имеет никакого значения. Для Кокойты весь прошедший год прошел под знаком непримиримой борьбы с врагом №1. Джуссоев, в свою очередь, наряду с прокладкой газопровода, занялся оппозиционным строительством, возглавив Координационный Совет политических партий и общественных организаций Южной Осетии. На фоне экономических успехов Джуссоева и коллапса в динамике восстановительных работ в Южной Осетии реальный рейтинг Кокойты, по оценкам независимых аналитиков, с которыми мне довелось пообщаться, стремительно падает. Причем, как среди местного населения, так и в кремлевских коридорах власти.

Нельзя исключать, что скандалы - на текущий момент едва ли не единственный шанс Кокойты продлить свое пребывание у власти. Расчет на то, что Россия приструнит его критиков и не позволит осложнить и без того непростую ситуацию, на какое-то время может сыграть свою роль. Но, во-первых, такая тактика по определению не может стать стратегией выживания. А, во-вторых, скандалы тоже надо создавать с умом. Топорные, импульсивные решения, на что очень похожа акция с арестом российской техники, могут стать бумерангом и катализаторами процесса, которого всеми силами стремится избежать Кокойты.