Южная Осетия как филиал Озерска: за и против
04.09.2009
 

Алексей ВЕСТНИК,

эксперт фонда «Кавказ в современной политике»

 

Процесс формирования правительства  в Южной Осетии сдвинулся с мертвой точки. Основательность всегда похвальна. Конечно, если это именно она, а не простая чиновничья нерасторопность. Заявляя Вадима Бровцева на пост премьера, президент Э.Кокойты уже тогда вместе с новым назначенцем должны были предполагать контуры нового правительства. Ведь в той ситуации, в какой находится молодое государство, каждый день промедления - это невыполненные задачи по восстановлению экономики и социальной сферы. И вот наконец-то мы узнали, то, о чем так долго судачили в кулуарах: кто же возглавит практическую работу по социально-экономическому возрождению республики.

Фамилия Александра Жмайло, назначенного министром экономического развития Южной Осетии, абсолютно ничего не говорит ни жителям Южной Осетии, ни экономистам, ни предпринимательскому сообществу. У него не просматривается ярко выраженных достоинств, кроме принадлежности к славному городу Озерску и близкого знакомства с Бровцевым. Учитывая, что и сам новый премьер не имеет внятных достижений на созидательной ниве, а имеет биографию, где больше вопросов, чем понятных ответов, экспертное сообщество замерло в ожидании результатов нового эксперимента на земле Южной Осетии.

Вообще сам принцип подбора кадров из числа лиц, хорошо известных руководителю, понятен и логичен. Он должен опираться на тех, кому может доверять. Но это в том случае, если речь идет о регионе, который не в диковинку. Иначе корпоративная сплоченность на основе личного приятельства только умножает незнание местной специфики. А в данном случае это особенно важно. Потому что министерство экономического развития - суперведомство, что признал вчера, представляя своего товарища, и сам Бровцев: «Это практически одно из ключевых министерств в области сельского хозяйства, экономики для поднятия республики», - подчеркнул премьер-министр.

Первый опыт коллективного, а не точечного завоза варягов закончился для Южной Осетии неудачей. Год назад Э.Кокойты отвел несколько важных должностей - министра финансов, руководителя своей администрации и т.д. - представителям самарского региона. Министр через две недели исчез, пробурчав что-то невнятное вослед, другие волжане, видимо, так и не став своими, тоже покинули Южную Осетию, не оставив памятного следа.

В этой связи нелишним представляется напомнить, что Жмайло - уже третий представитель Озерска в Южной Осетии. Ранее Бровцев, как подчеркивает  один из уральских сайтов, «выписал своим помощником озерского юриста Андрея Агапова, работавшего с ним в городском собрании депутатов». Кстати, этот юрист уже через несколько дней после приезда в Цхинвал начал давать широковещательные интервью, где на полном серьезе «анализировал» положение дел в Южной Осетии и даже давал свои рекомендации. Если это и есть фирменный стиль работы «озерской команды», то он вызывает, по меньшей мере, недоумение.

На просьбу прокомментировать последнее кадровое назначение в Цхинвале откликнулся Анатолий Чехоев, опытный политик, хорошо знающий Южную Осетию и ее современные проблемы.

«Во-первых, само назначение В.Бровцева вызвало у меня недоумение, - сказал он. - Потому что в случае с Южной Осетией в должности председателя правительства нужен человек, обладающий двумя качествами: хорошо знающий реальную экономику и хорошо знающий регион. Хотелось бы ошибиться, но в новом премьере этих качеств я не увидел.

Сейчас нас осчастливили еще одним незнакомцем, подведя под него восемь министерств. Но кто такой Жмайло? Что он сделал? В чем его тайный потенциал? В том, что он был директором никому не известного негосударственного фонда с годовым оборотом в 30 миллионов рублей? Так в нашем случае речь идет о 20 миллиардах. И делать из Южной Осетии испытательный полигон или регион для прохождения производственной экономической практики инженером-физиком, считаю, неподходящим ни по времени, ни по ситуации. Инженер-физик у нас есть и свой, причем с мировым именем - Борис Габараев, возглавляющий престижный научно-исследовательский и конструкторский институт электротехники в Москве.

Повторюсь, но еще раз заострю внимание на важности должностных лиц на столь ответственных постах знать регион, а не искать его на карте по подсказке. Пока же у меня создается впечатление, что и Бровцев, и Жмайло, по большому счету, не понимают, что такое Южная Осетия, в чем ее специфика, постоянно примеряя одеяло глубинного российского городка, каким является Озерск, на сложный во всех отношениях регион Кавказа.

Вот почему я придерживаюсь мнения, что все эти последние шаги не будут служить эффективному решению социальных и экономических задач, консолидации югоосетинского общества».