Анатолий ЧЕХОЕВ: «Формула успеха – компетентность и знание осетинской специфики»
05.10.2009
 

Игорь ДЗАНТИЕВ

Осенняя пора принесла перестановки в правительстве Южной Осетии, которые можно назвать определяющими. Плечом к плечу с новым премьер-министром Вадимом Бровцевым на ключевые позиции встали его знакомые по родному Озерску - небольшому научному городку в Челябинской области. Теперь вся экономика, финансы и аппаратная работа замкнуты на уральскую команду премьера. И именно такой расклад, видимо, устраивает кураторов из Минрегионразвития РФ. Что показали первые недели работы правительства  в кардинально обновленном составе при том, что процесс формирования всех структур еще не завершен? Об этом в канун первого российско-югоосетинского форума (он состоится в Москве 9-10 октября) - короткая беседа с Анатолием Чехоевым, который уже высказывался по поводу «уральского эксперимента».

 

- Как вы оцениваете перестановки и каковы, на ваш взгляд, перспективы того ключевого финансово-экономического блока, который уже вырисовался?

Первое и самое главное: в Москве убедились в том, что у Э.Кокойты нет людей, нет нужных специалистов, которые могли бы организовать процесс восстановления народного хозяйства республики и, прежде всего, восстановление жилья. В свое время я со скепсисом отнесся к информации о том, что президента Южной Осетии отправляют на три месяца в отпуск, но выясняется, что явочным порядком так фактически и происходит.

 

- Почему вы так считаете? Кокойты же и в Москве постоянно бывает, и по России ездит, и по республике под прессом критики вынужден передвигаться?

- Что такое формула власти? Это тот, кто управляет кадрами и у кого в руках деньги. Кадрами управляет премьер-министр. Все назначения на ключевые должности, которые недавно произошли - это назначения его друзей из Озерска - города, где много физиков, где высок научный потенциал, но крепких хозяйственных кадров я что-то там не видел ни в советское время, ни сейчас. Они почему-то оказались востребованными в Южной Осетии, и теперь будут распоряжаться финансами. То есть уже показано, у кого в руках реальная власть.

Но здесь зарыта большая опасность: мы закладываем системный кризис в Южной Осетии. Потому что команда Э.Кокойты в любом случае своих позиций так просто не отдаст. Понятно, что уже сейчас какая-то финансовая вертикаль выстроена вплоть до Москвы, понятно, что команда Кокойты оказалась вне этой вертикали, и денежные потоки, естественно, уже будут регулироваться людьми из Озерска. Но как эти деньги будут доходить до конкретных людей - в качестве кредита, субсидий, оплаты выполненных работ? Вот в чем вопрос. Нельзя же исключать, что может быть глухой, скрытый саботаж. И я этой озерской команде, честно говоря, не завидую. Потому что они не знают Кавказ, не знают Осетии, не знают наших людей. Не знают специфики региона.

 

- Неужели вы всерьез полагаете, что может дойти до саботажа?

- Более того, и гнев людей за то, что они очередную зиму встречают без крыши над головой, кому-то технично захочется перевести на новичков. Кто может гарантировать, что через некоторое время на площадь не выйдут люди и скажут: «Верните нам нашего Кокойты, верните наше правительство».  Потому что кардинально ничего в лучшую сторону не изменится. Это первый момент. А второй - мы рискуем получить очень серьезное недоверие к России за то, что прислали людей, которые не справились со своей миссией.

Я далек от мысли упрекать их. Более того, скажу, что эти люди, наверное, действительно приехали помочь республике и с большим желанием реализовать себя, сделать успешную карьеру. Ведь в случае успеха, они могут далеко пойти в России, как организаторы, способные в кризисной ситуации решить проблему. Но сейчас они оказались под огнем. Любое неосторожно сказанное слово, которое прощалось, допустим, Кабисову, Плиеву и другим, будет восприниматься по-другому. Люди Бровцева находятся под таким прицелом, что даже сложно им что-то посоветовать. Видимо, и те лица в России, которые способствовали принятию таких кадровых решений, должны были учесть все обстоятельства. У нас регион маленький, все друг друга хорошо знают, и поэтому информация - и хорошая, и плохая - растекается очень быстро.

 

- Неужели шансов нет никаких?

- Шансы есть всегда. Но есть и объективная реальность. А она состоит в том, что без опоры на тех, кто знает регион и кто может взять решение целого ряда сложных вопросов на себя, не обойтись. Если бы Бровцев понимал это, он бы, например, встретился в Москве, где он бывает, с лидером противостоящих Э.Кокойты сил Альбертом Джуссоевым. Это же не сложно сделать - они не враждуют друг с другом. Думаю, что тогда ряд вопросов, в том числе и кадровых, можно было бы уже сейчас решать в интересах дела.

 

- Ранее с учетом сложности кризисной ситуации и специфики региона вы не верили в эффективность озерской команды. Судя по тональности, ваше мнение изменилось?

- Нет, не изменилось. Просто сейчас я больше говорил о том конфликте, который заложен между старой и новой командами. А чисто профессионально озерские переносят методы управления экономикой, которые сложились в России, причем в маленьком стабильном регионе. Но в Южной Осетии совсем другая ситуация. Для того, чтобы здесь что-то сделать, нужен человек не просто с суммой знаний в голове, а с очень большим практическим опытом работы в России.

А нынешние озерские функционеры пришли ниоткуда. Тем более, уже прозвучала нелицеприятная информации. Проверенная, не проверенная - но прозвучала. И она муссируется сейчас в обществе: в Южной Осетии и в Цхинвале каждый считает себя политиком и каждый делает свои выводы. Слухи, в чем большие мастера и сам Кокойты, и его команда - это отдельное средство массовой информации. Если умело и вовремя их подбрасывать, они могут создать нелегкую жизнь. И тут даже покровительства минрегионразвития может не хватить, чтобы  в решающий момент успокоить ситуацию.

 

- Какой чисто практический вывод? И каков ответ на извечный вопрос Чернышевского - что делать?

- Ответ тот же, который был озвучен нами не раз. В Южной Осетии должна быть дееспособная, компетентная, честная и, что очень важно, местная власть. Вот тогда будут решаться вопросы. И такие личности у нас есть. Они и сами людей знают, и их люди воспринимают. Это и есть формула успеха.

 

3 октября, уже после того, как состоялось это интервью, в газете «Южная Осетия» был опубликован указ президента республики от 30 сентября 2009 г. «О внесении изменений в Указ Президента Республики Южная Осетия от 24.08.2009 г. № 188 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Южная Осетия» и приведена схема. В соответствии с этими документами весь финансово-экономический блок действительно остался за премьер-министром, однако государственный комитет по реализации проектов восстановления РЮО президент подчинил лично себе. Интересно, как на практике будут функционировать министерство финансов, министерство экономического развития, подчиненные премьеру, и «пропрезидентский» комитет по восстановлению? Как лебедь, рак и щука? Или все-таки как некий общий механизм? И не заложен ли уже здесь тот конфликт, о вероятности которого говорится в интервью?