Ольга РЕЗНИК
Рабочий день заслуженного художника Республики Северная Осетия-Алания Захара Валиева начинается обычно ранним утром. Такой алгоритм выработался еще 3 года назад, когда он вместе с коллегами по творческому цеху Асланом Хетагуровым и Виктором Цаллаговым приступил к росписи церкви женского монастыря в г.Алагир. Потом были еще три храма, которые довелось расписать. Спустя два дня по завершении работы в последнем Захар впервые принял участие в ежегодном, третьем по счету, международном художественном симпозиуме «Аланика», проходившем во Владикавказе в сентябре. От церковной живописи он опять вернулся к постмодернизму. Последние работы художника наряду с картинами других участников симпозиума были представлены в выставочном зале Владикавказского краеведческого музея. Их заметили. Да что там заметили. Они получили признание: четыре работы Захара Валиева приобрел Петербургский музей современного искусства.
За окном моросит мелкий нудный дождик, а мы сидим с Захаром в уютном кафе и ведем неспешную беседу. С присущей художникам сочностью он рассказывает о Риге с ее узкими колоритными улочками, о Латвийской Академии художеств, где он учился в мастерской профессора Индулиса Зариньша. Во время учебы побывал в Германии, там посещал занятия по учебному рисунку в Академии художеств в Штутгарте и Бремене. Еще в студенческие годы Захар усвоил лучшие черты прибалтийской живописи: экспрессивную раскованность, чувство пятна, сложный, изысканный, многотональный, чуть холодноватый колорит, мягкость касаний. Сегодня его творчеству присущ экспрессионизм, интонируемый гротеском, иногда легкой иронией, философскими размышлениями и вкраплениями завуалированного юмора. Неповторимость работ живописца, отмечают искусствоведы, обусловлена соотношением благородного колорита и сложных, неожиданных по остроте образов.
Разговор сам собой заходит о Владикавказе. Захар рассказывает, как рвался в родной город. Поэтому по окончании Академии отклонил все поступившие предложения и вернулся домой. Мой собеседник вспоминает, как еще до отъезда в Ригу учился во Владикавказском художественном училище. Жил он тогда в новом, только начавшем строиться 34-м микрорайоне. Как-то сидел с приятелями и рассуждал о том, что их район какой-то обособленный, живущий своей отдельной жизнью, как Ватикан. Приятелям сравнение Захара явно пришлось по душе. Сегодня и 34-й, и 35-й микрорайоны Владикавказа так в народе и называют - Ватикан, хотя они за прошедшие годы сильно разрослись, и обособленностью сегодня уж никак не отличаются. Мы вспоминаем также, что есть в нашем городе свои Вашингтон, Сахалин, БАМ. А есть и районы с совершенно специфическими названиями - Шалдон, Турхана, Молоканка.
Потом речь опять заходит о живописи, языком которой раскрываются таинственные глубины драматического сюжета. Что может быть занимательнее, чем наблюдать, как серебристая мелодия цвета, возникающая в сложной игре окружающей нас природы, выплескивается в стремительность ритмов и виртуозную раскрепощенность пятна, обогащается графической остротой гибкого мазка-линии, выражая эмоциональную творческую вселенную художника, не позволяющего себе быть отстраненным и равнодушным в своих произведениях. Такой и только такой должна быть современная живопись.
- Захар, не сложно вам было переключиться на церковную живопись?
- Сложно, конечно, так как то, что я писал до этого, по форме диаметрально противоположно тому, что довелось делать в церкви. Но только по форме, а не по содержанию - философское осмысление жизни было мне близко всегда.
- Но ведь в храме просто так с бухты-барахты не начнешь работать. Для этого нужна особая подготовка.
- Конечно, нужна. Если бы мы начали с росписи храма в Верхнем Бирагзанге, возможно, все было бы по-другому. Но первый опыт состоялся в монастыре. Мы жили рядом с монахинями, придерживались их распорядка дня, молились, соблюдали пост. И так девять месяцев. Теперь я понимаю, как мне это было нужно. Незадолго до того я пережил психологическую травлю. И в монастыре, где может пройти любая болезнь, где каждого оценивают по его человеческим качествам, по правде говоря, отогрелся душой.
- Я слышала, что роспись храма при женском монастыре в Алагире со стороны художников была благотворительной акцией. Вы что, так богаты?
- Нет, конечно. Но знаете, внутренняя самооценка меняется, когда делаешь благое дело. Меня это лечило. Господь предоставил возможность проявить себя. И я смог себя реализовать в какой-то степени.
- Потом с Асланом Хетагуровым и семью помощниками вы расписывали церковь в Бирагзанге. Впервые в осетинском храме появились образы аланских святых - Алана Лаворского, святых Гоара и Николая Туальского, преподобных Алония и Сармата - учеников основателя монашества Антония Великого. Манера письма - византийская, ныне редко встречаемая. Молитвы написаны на осетинском языке. То есть работа была проделана колоссальная. Как долго вы расписывали храм в Бирагзанге?
- Тоже девять месяцев. После этого мы поработали еще в Ардоне в храме Святого Пантелеймона и в фамильной церкви Засеевых неподалеку от Санибы. И буквально через два дня после того, как все было сделано, я принял участие в симпозиуме «Аланика».
- Попали, как говорится, с корабля на бал?
- Можно сказать и так. Все, что происходило на симпозиуме, было архиинтересно. Главное - общение с коллегами из разных уголков страны и из-за рубежа. Ведь я долгое время никуда не выезжал. Интересно было рисовать под музыку. Импровизировали музыканты, импровизировали художники.
- Это, кажется, называется перформанс - эдакий синтез живописи и музыки.
- Особенно увлекательно было, когда под звуки музыки разные художники писали одно и то же полотно - мазок делает один, мазок - другой.
- У музыкантов такое явление называется сейшен. Это, когда исполнители, не игравшие прежде вместе, начинают без предварительных репетиций, импровизируя, что-то творить.
- Да, очень похоже. Потом с выставкой созданных работ симпозиум «Аланика» перекочевал в Москву. Там, в ЦДХ, были выставлены произведения участников симпозиума. В столице продолжились и живописно-музыкальные экзерсисы. Вместе с французским художником Артуром Яном мы рисовали трехметровое полотно. Чтобы краска не капала на обувь, я разулся и рисовал босым. Многочисленная публика, в ее числе были представители московской осетинской диаспоры, решили, что так все и задумано. Правда, в итоге я простудился. Но звонок из дома с сообщением о том, что нас показывали по телеканалу «Культура», обрадовал и придал сил.
В результате у нас с Яном получилось трехметровое полотно, состоящее из восьми частей. Части будут распроданы, и у каждой из них появится своя история. Какая, мы со временем узнаем, заверила нас замминистра культуры республики Галина Тебиева.
- Как о ваших работах узнали в Петербургском музее современного искусства?
- Представитель этого музея приезжал на наш симпозиум. Ходил, смотрел, фотографировал, в том числе и в выставочном зале на улице Горького. Потом уехал. Через некоторое время мне позвонили и сообщили, что отобраны четыре мои работы. Для меня это была большая радость.
- Что это за работы?
- Это то, что было написано по завершении росписи храма - «Святые» (см. на фото), «Альфа и омега» (помните, Христос говорил об этом?), «Поэтам серебряного века» и «Сон». В основу последней легло одно из моих тревожных сновидений. Две лошади несутся прямо на меня и не останавливаются. И тут мои руки превращаются в крылья, и я хочу взлететь.
- Сон, предупреждающий об опасности, с которой вы справитесь?
- Он снился мне давно. После этого и проблемы были, и справиться с ними удалось. Вообще, по-моему, на все воля Божья. Все испытания нам посылаются свыше. Важно с честью их пройти, не озлобившись, прощая своих обидчиков.
- Ваши планы на будущее?
- Не хочу загадывать. Человек полагает, а Бог располагает. Но после долгого перерыва в творчестве, не считая церковной живописи, хотел бы восстановиться, создать большое полотно. Ведь я окончил монументальное отделение.
- Странно, что вы говорите о восстановлении. Сразу четыре ваши новые работы были отобраны для музея современного искусства и не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге...
- Те работы, что попали в музей, я писал еще на той волне, пребывая «в духе». Каждому жизненному промежутку соответствует определенное мировоззрение. Думаю, мне предстоит серьезно поработать.
- А храмы расписывать не бросите?
- Если получится, может быть, будем пытаться делать росписи в Зарамагском храме Казанской Божьей Матери. Эскизы уже готовы.
Самое читаемое
- Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
- Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
- Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты (03.08.2009)
- Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
- Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)
Ноябрь
- В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
- На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
- Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
- Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
- Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)
Октябрь
- Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
- Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
- Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
- Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
- Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
- Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
- Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
- Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
- Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
- Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)
Сентябрь
- Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
- На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
- Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
- Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
- Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
- Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
- Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
- Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
- День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
- Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)
Август
- Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
- Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
- Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
- Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
- Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
- Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
- В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)
Июль
- Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
- Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
- Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
- Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
- На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
- Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
- Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
- Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
- Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
- Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)
Июнь
- Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
- Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)
- Замужем за театром (20.06.2009)
- Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
- Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
- Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
- Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
- Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
- Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
- Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)
Май
- «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
- Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
- Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
- Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
- Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
- Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
- «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
- Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
- Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)
Собрание имен
- Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством»
- Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»
- Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
- Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
- Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
- Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
- Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
- Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
- Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
- Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
- Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
- Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
- Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
- Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
- Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
- Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
- Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
- Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
- Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
- Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»