Залина ПЛИЕВА
Сегодня свое 75-летие отмечает известный кинооператор, заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания Мирон Темиряев. Родился и вырос он во Владикавказе. С малых лет познал трудности жизни. А другого выбора у него и не было, так как война поставила всю страну перед суровым испытанием, преодолеть которое могла только стойкость духа.
Суровые военные годы не сломили юношу. Он очень хотел связать свою судьбу с миром кино и упорно шел к намеченной цели. Темиряев поступил на кинооператорский факультет ВГИКа и окончил его с отличием. И, как оказалось, очень вовремя. Потому что именно он был у истоков профессионального становления Северо-Осетинской студии телефильмов. За долгие годы работы на студии им были сняты десятки документальных и несколько художественных фильмов, так полюбившиеся осетинскому зрителю и вошедшие в сокровищницу национального кинематографа - «Мелодии гор», «Капитан», «Последний снег», «Там, в горах - Цей», «Город на Тереке», «Камни истории», «Осетия встречает гостей», «Портрет на фоне гор» и другие.
Особняком в этом перечне стоит фильм «Человек-амфибия», который был снят на киностудии «Ленфильм» и явился дипломной работой Темиряева. Этот цветной художественный фильм имел оглушительный успех в Советском Союзе, собрав в кинотеатрах миллионы зрителей. Премьера длилась на протяжении шести месяцев.
Кроме того, юбиляр принимал участие в съемках таких знаковых для национального кинематографа фильмах, как «Сын Иристона», «Осетинская легенда», «Встреча с Ихтиандром», «Прощайте, коза и велосипед», «Мелодии Дагестана», «Костры на башнях» и другие.
Мирон Темиряев не только талантливый кинооператор, но и признанный мастер фотографии. Его фотоархив, в котором за полвека запечатлены многие интересные события и известные люди, является уникальной исторической летописью.
В канун юбилея корреспондент сайта «Осетия-Квайса» встретилась с Мироном Михайловичем Темиряевым.
- Как в ваши юные годы вы разглядели кинооператорскую карьеру?
- Как и все мальчишки моего поколения, несмотря на трудное военное детство, «сдобренное» голодом, холодом и нищетой, мы были романтиками и мечтателями. Читали приключенческие книги, смотрели различные фильмы, даже лазали по деревьям, как Тарзан. Идеалами у нас были герои войны и герои книг, которыми мы зачитывались всю ночь до утра. Я также увлекался спортом, ходил в различные секции и кружки, хотел быть сильным и ловким.
Так вот, окончив тридцатую владикавказскую среднюю школу, у меня появилась идея поступить в институт кино. Но поначалу это оказалось совершенно нереальным для простого парня из Осетии. Тогда я выбрал авиацию, которая тоже была моей мечтой. Поступил в Черниговское военное училище летчиков. Но летная карьера закончилась быстро, так как подвело зрение, сказались детские игры с взрывчатыми веществами. А летчик с плохим зрением - самоубийца.
- Но «благодаря» этому вы все-таки оказались в мире кино!
- Выйдя на «гражданку», задумался о своей дальнейшей жизни и снова вспомнил о киноинституте. Решил, несмотря ни на что, воплотить свою мечту в реальность. Засел за книги. К тому же в то время я работал экспедитором кинопроката, так что с кино был связан довольно близко.
Поехал поступать на кинооператорское отделение. Конкурс невероятный - 250 человек на место. Но я ни на минуту не сомневался в том, что поступлю. Все-таки учеба в военном училище дала какие-то знания, появились жизненный опыт и уверенность в себе. Поступил с первого раза. Вы себе не можете представить, какое это было счастье - стать студентом такого учебного заведения.
Учился я с удовольствием. Каждый день получал новые знания, новые впечатления. Лекции выдающихся операторов, режиссеров, историков искусств и других специалистов были необходимой базой для дальнейшей творческой деятельности.
Кинооператор - профессия многопрофильная. Нужно быть мастером своего дела: хорошо владеть техникой, изобразительным мастерством, знать возможности кино, уметь работать с режиссером, художниками, актерами, осветительным цехом, разбираться в экономике кинопроизводства и т.д. Эрудиции нет предела, поэтому оператор учится всю жизнь. Без этого он может отстать от прогресса. Человеку моего возраста это особенно трудно, но все же стараюсь быть в курсе всех новинок в кино.
- Операторское искусство для вас ремесло или творчество?
- И то, и другое. Без владения ремеслом, о каком творчестве можно говорить... Это относится и к фотографии, к которой я также неравнодушен.
- А что вас больше привлекает - камера или фотоаппарат?
- Мне сложно дать однозначный ответ, так как фотография и кино - это ближайшие родственники. Как отец и сын. Они оба стали мне родными. Я не представляю без них свою жизнь. К тому же фотография стала настолько необходимой человечеству, что и телефоны «умеют» снимать.
Фотография дала людям кино, телевидение, «влезла» в науку, искусство и даже внутрь человека. Без нее не обойтись.
В настоящее время я в основном снимаю событийные материалы, для нужд музеев, людей искусства, друзей, своих детей, прелестных внучек, а также для разных журналов.
- Кстати, ваша дочь ведь тоже стала творческой личностью. Как вы отнеслись к ее выбору профессии?
- С пониманием, а по-другому нельзя. Ведь это ее жизнь и она вправе сделать свой выбор. Мадина с детства была любознательным и целеустремленным ребенком. Сейчас она успешно работает руководителем корпункта Российского телевидения на Украине. Я ею горжусь.
- Вы были оператором известной кинокартины «Человек-амфибия». Вы предполагали, что фильм получится необычным для тогдашнего советского зрителя?
- Он действительно был необычным как по жанру, так и по сюжету. Фильм дал возможность простому зрителю впервые увидеть, что происходит в подводном мире.
До этих пор под водой снимали только документальные фильмы о рыбах, о животных. А нам предстояло снимать актерские сцены. Опыта не было, проблем - «выше крыши». Мы добились у руководства студии финансирования экспериментального периода, чтобы подготовить группу для работы, разработать съемочную технику, добыть водолазное снаряжение.
Одним словом, начали тренировки в бассейне института физкультуры им. Лесгафта, а затем выехали на Черное море в г. Судак. Мы погружались под воду и пробовали снимать наших инструкторов в качестве актеров. В результате мы показали нашему руководству киноролик «Внимание! Съемка под водой». Так началась серьезная подготовка к созданию настоящего фильма. Съемки велись с мая по декабрь 1961 года. А премьера была в 1962 году в Москве.
В этом же году я был приглашен руководством Осетии - Б.Е.Кабалоевым и И.А.Гапбаевым - на работу в Северную Осетию, где пришлось все начинать с нуля - телевизионное кино и телевидение вообще. Столько было приложено усилий для создания студии телевизионных фильмов, и теперь выяснилось, что все напрасно. Ведь сейчас из нее сделали мастерскую для покраски автомобилей. Обидно до глубины души.
- Существует выражение «операторское видение». Что это значит?
- Оно включает в себя многое. К примеру, оператор-документалист, приступая к работе, должен сориентироваться на месте события. Его вкус определит ракурсы кадров, места, героев, крупность планов, ритмику панорам, освещение и другие компоненты.
Что же касается оператора актерского кино, то здесь все начинается со сценария. Необходимо вникнуть в суть предлагаемой истории, образов, эпохи, географических и прочих обстоятельств. У профессионального оператора работы всегда много. Он может обойтись без режиссера или художника, а вот без него - «кина не будет». Оператор - первый зритель фильма, и поэтому его ответственность огромна.
- Удается ли вам просматривать свои фильмы? Чтоб вы хотели в них изменить?
- К сожалению, очень редко. Это современные технологии предоставляют колоссальные возможности в любой отрасли, в том числе и в кино. Раньше такого не было. Мы сдавали свои работы безвозвратно - они становились государственной продукцией. Последний раз смотрел ретроспективу снятых мною фильмов на свое 70-летие. Многое хотелось бы снять иначе, но, как говорят, поезд ушел.
- Вы преподавали на факультете журналистики Северо-Осетинского государственного университета. А был ли в вашей жизни человек, который выступил в роли наставника?
- За свои 75 лет я познакомился со многими интересными людьми, уроки которых были для меня очень значимы и полезны. Во-первых, моя мама. Ее совет «Запомни, ты учишься только для себя», остался в моей голове на всю жизнь.
Потом во время учебы во ВГИКе моим мастером был А. В. Гальперин, который формировал из нас личности, способные в любой ситуации находить верное решение. Огромное влияние оказал на меня мой другой наставник - знаменитый кинооператор М. Н. Кириллов, работавший на киностудии им. Горького.
Особо хочу отметить еще одного учителя, выдающегося оператора Андрея Николаевича Москвина. Он является одним из основателей «Ленфильма». Я проходил у него практику после третьего курса, и каждый день был для меня настоящей академией. А вообще я встречал в жизни много хороших людей, добрых, отзывчивых, умных. Например, прославленного арктического капитана Юрия Кучиева, выдающегося художника Азанбека Джанаева. Именно такие люди мне всегда были по душе: честные, порядочные, верные своему слову. С Азанбеком мы вместе снимали фильм «Осетинская легенда».
- Расскажите об этом подробнее...
- Впервые мы встретились в 1959 году на съемках фильма «Сын Иристона». Он познакомил меня с идеей кинокартины «Осетинская легенда». Я с недоверием отнесся к нему, думал, что может поставить в кино художник-график, пусть и выдающийся. Однако я ошибся. Азанбек оказался разносторонне одаренным человеком. Одинаково виртуозно владел и графикой, и станковой живописью, и скульптурой.
Удивительно было то, что писал он довольно-таки безграмотно по-русски. Зато много читал. Я постоянно восхищался его эрудированностью в литературе, истории, философии и музыке. Однажды я застал его в мастерской за рисованием на куске оберточной бумаги, он слушал музыку. Когда увидел меня, восторженно проговорил: «Шопен - это гениально!». Меня удивило это. Ведь он плохо слышал и нередко просил повторить сказанное. А тут довольно слабый звук приемника - и мой друг наслаждается музыкой. Действительно, талантливые люди талантливы во всем.
Джанаев «нарисовал» весь будущий фильм «Осетинская легенда» - каждый эпизод, каждый кадр, каждый крупный план. И все настолько профессионально, что приходилось удивляться. Он был и гример, и костюмер, и реквизитор. Его мастерская стала маленькой киностудией. Фильм финансировал тоже он сам. Именно поэтому «Осетинская легенда» снималась семь лет. За это время наша героиня - Клара Джимиева - сильно изменилась, и нам приходилось ее гримировать. Труд был громадный, так как не было ни техники, ни пленки, ни транспорта, ни костюмов. Но убежденность и терпение Азанбека Джанаева нас вдохновляли.
Мы трудились в поте лица, не то, что сегодня, когда практически все картины сняты поточным методом. Снимают постельные сцены, бесконечные перестрелки, жестокость, преступность и т. д. Это разве кино? Даже смотреть не хочется. Беда нынешних кинематографистов в том, что у них нет глубоких сценариев, а те, что есть - «высосаны» из пальца.
- Праздничное ли у вас в канун юбилея настроение?
- Скорее, будничное, так как нет перспективных, творческих планов. А я, между прочим, пенсионер с 56-летним трудовым стажем. Но нахожу себе дела на службе и даже строю дачный домик.
- Какой подарок ждете от родных?
- Чтобы в доме было хорошее настроение, мир и согласие. Чтобы внуки росли в здоровой обстановке.
Самое читаемое
- Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
- Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
- Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты (03.08.2009)
- Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
- Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)
Ноябрь
- В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
- На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
- Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
- Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
- Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)
Октябрь
- Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
- Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
- Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
- Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
- Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
- Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
- Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
- Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
- Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
- Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)
Сентябрь
- Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
- На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
- Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
- Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
- Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
- Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
- Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
- Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
- День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
- Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)
Август
- Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
- Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
- Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
- Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
- Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
- Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
- В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)
Июль
- Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
- Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
- Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
- Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
- На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
- Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
- Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
- Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
- Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
- Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)
Июнь
- Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
- Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)
- Замужем за театром (20.06.2009)
- Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
- Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
- Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
- Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
- Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
- Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
- Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)
Май
- «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
- Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
- Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
- Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
- Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
- Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
- «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
- Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
- Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)
Собрание имен
- Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством»
- Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»
- Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
- Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
- Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
- Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
- Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
- Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
- Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
- Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
- Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
- Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
- Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
- Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
- Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
- Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
- Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
- Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
- Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
- Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»