Ольга РЕЗНИК
«Орлиная гора» - это название пьесы о событиях Великой Отечественной драматурга, режиссера, народного артиста Северной Осетии, заслуженного деятеля искусств России Давида Темиряева (1924-2007), которому сегодня исполнилось бы 85. Орлиная гора в драме - это еще и понятие философско-нравственное: каждый человек должен иметь в жизни свою орлиную гору, то есть мечту, к которой, несмотря ни на что, нужно стремиться. Такая мечта была и у самого Давида Иласовича. Причем, шел он к ней долго и упорно. Уже примерив на себя роли актера, режиссера, драматурга, директора театра, руководителя ансамбля народного танца «Алан», замминистра культуры, он не ушел, как положено, на заслуженный отдых, а «под вечер» жизни создал уникальный коллектив - Дигорский государственный драматический театр.
Театром Давид Темиряев грезил с детства. Помню, во время одной из наших последних встреч он рассказывал: «Первый свой спектакль я посмотрел в родной Дигоре. То была самодеятельная постановка «Двух сестер» Е. Бритаева. Увиденное запало в душу. Потом сам начал играть в самодеятельности в школе. Позже брат отвез меня в город в театр. Смотрели спектакль «Платон Кречет» (именно постановкой этого спектакля по пьесе Корнейчука открылся Северо-Осетинский государственный драматический театр - О. Р.). Туда тогда ходили толпы людей. Актеры резко выделялись - в серых макинтошах. Это было нечто из ряда вон выходящее... Я мечтал стать актером».
В 1939 году Давид Темиряев поступил в Северо-Осетинское государственное театральное училище, окончив которое, в 1942 году ушел на фронт. Потом блистал на сцене Северо-Осетинского государственного драматического театра. Между прочим, играл Артура-Овода в постановке по роману Э. Войнич и великого осетинского поэта Коста Хетагурова в спектакле по пьесе Дмитрия Кусова «Коста».
О карьере драматурга, по его собственному признанию, точно не мечтал. А началось все с того, что в «Пионерской правде» прочел историю о супружеской чете негров, которая продала ребенка, потому что ему угрожала голодная смерть. Этот сюжет и лег в основу одноактной пьесы «Судьба негритянки». Ее Давид Темиряев показал Марии Газдановой, с которой сотрудничал на радио. Та убедила его, что пьесу нужно показать. Директор Дома народного творчества Михаил Купеев по достоинству оценил первое драматическое творение Темиряева, сказал, что пьеса может пойти и выплатил автору первый гонорар. «Это меня окрылило, и я стал писать», - признавался Давид Иласович.
Первую полнометражную пьесу он написал в Москве, где преподавал технику речи, художественное слово и национальные танцы студентам осетинской студии театрального училища им. Щукина при театре им. Е.Вахтангова. Драма называлась «Мстители» и повествовала о революционных событиях в Дигорском ущелье. В спектакле играли корифеи осетинской сцены- Серафима Икаева, Елена Туменова, Варвара Каргинова, Александр Царукаев.
Вторую свою пьесу Темиряев написал для студийцев, и сам с ними ее поставил. Окончив училище, они привезли этот спектакль в Осетинский театр, где он стал любимым.
Сколько таких постановок еще было потом. Кстати, и Дигорский государственный драматический театр открылся 10 ноября 1996 года спектаклем «Тревога» по пьесе Давида Темиряева.
Клара ШАВЛОХОВА, заведующая литературной частью Дигорского государственного драматического театра
Создание Дигорского театра - заслуга Давида Иласовича. Он частенько вспоминал о том, как еще до войны сдавал вступительные экзамены в театральное училище первому актеру из осетин, одному из зачинателей Осетинского драматического театра, живой легенде Борису Тотрову. Тот тогда и напророчил: «Учись парень, учись, может быть, тебе это пригодится, чтобы открыть дигорский театр». Эти слова мэтра осетинской сцены запали в душу. Путь к осуществлению мечты был долгим. В 1993 году во владикавказском училище искусств был объявлен набор в студию будущего дигорского театра. В поисках талантов Давид Иласович сам ездил по селам, в том числе и отдаленным горным. Так было набрано 35 человек, которые, как и положено, проходили отборочные туры. Давид Иласович как истинный профессионал обращал внимание на все: и на тембр голоса, и на дикцию, и на пластику, и на то, как тот или иной абитуриент владеет языком... Директором и художественным руководителем театра он слыл требовательным. Сам был беззаветно предан театральному искусству и от подчиненных ожидал такого же отношения. Ядро театра было создано тогда. Сегодня это уже известные актеры - Солтан Цугкиев, Фатима Малиева, Марина Худалова, Альберт Хадаев, Алина Хадаева, Алик Караев.
Алик КАРАЕВ, народный артист РСО-Алания
Давид Иласович многому нас научил. Ведь работать приходилось в очень сложных условиях. Репетиции проводились в одном месте, спектакль шел в другом. У театра не было и по сей день нет своего постоянного помещения. Давид Иласович, с одной стороны, нас «держал», чтобы не расслаблялись. С другой - подбадривал. Несмотря ни на какие трудности, костяк остался, мы не разбежались. Понимали, что театр - это служение. Так учил нас Давид Иласович. Достойный он был человек - добрый, веселый, с любым, независимо от возраста и социального статуса, мог найти общий язык. А главное - он основал наш театр.
Роза БЕКОЕВА, режиссер, заслуженный деятель искусств РСО-Алания
Для Давида театр был всем на свете. Недавно я разговорилась с пожилой владикавказской театралкой, которой за 80. Знаете, она рассказала мне, как Давид играл Овода. Это был такой накал страстей, что в зале рыдали, выкрикивали что-то с места, вмешивались в события, происходящие на сцене. Приходилось закрывать занавес, на сцену выходил администратор и просил зрителей не реагировать так бурно. Все равно страсти не утихали, кому-то становилось плохо. У театра дежурили кареты скорой помощи. Это как нужно было перевоплотиться, чтобы так влиять на зрителя!? Представляете, сколько лет прошло, а женщина вспоминает об этом так, будто все происходило вчера.
Давид положил немало сил на то, чтобы открыть Дигорский театр. То, что он сделал, должно быть вписано золотыми буквами в нашу историю. Начатое им продолжает жить в его учениках, которые сегодня пробуют себя в режиссуре. Замечательный спектакль по пьесе С. Кайтова «Сердце матери» поставил народный артист республики Альберт Хадаев. В основе постановки - светлая военная тема, к которой Давид Иласович относился свято. То есть традиции продолжаются. Или взять другой спектакль «Две сестры» Е. Бритаева, который был показан в год 100-летнего юбилея пьесы. Постановку осуществил один из любимых учеников Давида Иласовича - Алик Караев. Знаете, Алик по природе своего творчества похож на самого Давида Темиряева.
То, что Давид после себя оставил, сродни подвигу. Я вспоминаю его сегодня как доброго старшего, который всегда направлял так, что хотелось идти дальше.
Самое читаемое
- Альберт Джуссоев считает, что Осетию надо спасать от преступной власти Кокойты (03.06.2009)
- Ибрагим ИБРАГИМОВ: «Я уехал из Южной Осетии, опасаясь за свою жизнь» (14.07.2009)
- Координационный Совет Южной Осетии призвал народ к консолидации без Кокойты (03.08.2009)
- Письмо генералу: "Вы спасли наших детей. Великое вам спасибо!" (07.08.2009)
- Артур ТАЙМАЗОВ: «Чтобы оправдать ожидания, придется стать трехкратным олимпийским чемпионом» (20.07.2009)
Ноябрь
- В Квайсе вопреки заявлениям властей кардинальных сдвигов не наблюдается (01.11.2009)
- На закате: период правления Кокойты в Южной Осетии подходит к концу (23.11.2009)
- Бронза, прославившая Осетию (12.11.2009)
- Как Буш полюбил Южную Осетию (10.11.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Вопрос о власти - это вопрос о спасении Южной Осетии» (20.11.2009)
- Фатима МАРГИЕВА: «Южной Осетии мое содержание в тюрьме обойдется дороже» (17.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 1 (24.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 2 (25.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 3 (26.11.2009)
- Сослан КОКОЕВ: «УАЦАМОНГА. Честь осетина или приватные беседы с «Джабеличем» (Э.Дж.Кокойты)» - часть 4 ( 27.11.2009)
Октябрь
- Словесный понос на сайтах Кокойты: анонимщики и плагиаторы по-другому не умеют (11.10.2009)
- Форум отправил Кокойты в глубокий нокаут (09.10.2009)
- Форум послал сигнал Кокойты: пора собирать чемоданы (09.10.2009)
- Кокойты пообещал ударить женщину, чтобы она заткнулась навсегда (01.10.2009)
- Все, как всегда: Баранкевич наступает, Кокойты отступает (12.10.2009)
- Митинг в Цхинвале показал: Кокойты теряет последнюю поддержку (07.10.2009)
- Погорельцы Цхинвала ищут правду в Москве (08.10.2009)
- Кокоевщине не должно быть места в Южной Осетии (18.10.2009)
- Кокойты требует стариков к ответу: власть в Южной Осетии продолжает свое нравственное падение (19.10.2009)
- Южная Осетия: нужна власть, которой люди поверят (11.10.2009)
Сентябрь
- Дзамболат ТЕДЕЕВ: «Главная цель - Олимпиада в Лондоне» (26.09.2009)
- На третий срок - под дулами автоматов (11.09.2009)
- Южная Осетия как филиал Озерска: за и против (04.09.2009)
- Суметь довести до абсурда (16.09.2009)
- Плохому танцору оппозиция мешает (17.09.2009)
- Вы - наша последняя надежда (15.09.2009)
- Осень власти: по Южной Осетии шагают протестные настроения (30.09.2009)
- Квайса: еще одно испытание землетрясением (21.09.2009)
- День независимости в Квайсе: праздник без праздника (20.09.2009)
- Семь восторженных мужчин: красота для каждого своя (09.09.2009)
Август
- Президент Южной Осетии Кокойты объявил войну (24.08.2009)
- Кокойты пошел на конфронтацию с Путиным? (19.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ: «Газопровод - фундамент возрождения, пора браться за большие дела» (13.08.2009)
- Кем станет Бровцев для Южной Осетии? (11.08.2009)
- Кокойты переплюнул Кадырова, как минимум, втрое (06.08.2009)
- Альберт ДЖУССОЕВ жителям Южной Осетии: «Эта трудовая победа - для вас!» (25.08.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южной Осетии нужны новые люди, свежие идеи и натиск в строительных делах» (21.08.2009)
- Южная Осетия в ожидании перемен: требуются новые подходы и новые люди (04.08.2009)
- Россия защищала не Кокойты, Россия защищала осетин (12.08.2009)
- В отставку надо отправлять не правительство Южной Осетии, а самого Кокойты (04.08.2009)
Июль
- Южная Осетия не дает Кикабидзе покоя, а «песня» о саперной лопатке по-прежнему звучит фальшиво (25.07.2009)
- Президент Южной Осетии: во всем виноват «Стройпрогресс» (23.07.2009)
- Юбилейный портрет осетинских писателей в Дарьяльском ущелье (07.07.2009)
- Кокойты против Джуссоева: объятия удава (14.07.2009)
- На строительстве газопровода в Кударском ущелье Южной Осетии - часть пятая (17.07.2009)
- Прокуратура и МВД Южной Осетии провели спецоперацию: в гостинице «Квайса» подсчитали инвентарь вплоть до веников (29.07.2009)
- Перед войной юбилей Коста Хетагурова отмечала вся страна, начиная со Сталина (21.07.2009)
- Король иллюзиона Эмиль Кио первое звание получил в родной Осетии (28.07.2009)
- Кривое зеркало: парламент Южной Осетии начал свою деятельность с отповеди оппозиции (25.07.2009)
- Кикабидзе мечтал поклоняться Путину, но тот обошелся без лицемерной лести (31.07.2009)
Июнь
- Кадыров сказал Аушеву то, что стеснялись сказать другие (26.06.2009)
- Трава забвения или грустный юбилей романтика осетинской поэзии (09.06.2009)
- Замужем за театром (20.06.2009)
- Должно ли шампанское быть поминальным? (22.06.2009)
- Осетинский генералитет Российской Империи (28.06.2009)
- Режим Кокойты перед войной продавал оружие Грузии? (02.06.2009)
- Россия - великая наша держава...(12.06.2009)
- Увидеть Квайсу в последний раз (16.06.2009)
- Эпоха погубленных судеб (02.06.2009)
- Он сердце не прятал за спины ребят (25.06.2009)
Май
- «Если бы он умер - остался бы в истории, но он - живой...» (26.05.2009)
- Анатолий ЧЕХОЕВ: «Южная Осетия не должна превратиться в чемодан с оторванной ручкой» (28.05.2009)
- Марик ЛЕЙКИН: «Участковый - это шериф своего микрорайона» (14.05.2009)
- Писателю Юрию Полякову подарили бурку (04.05.2009)
- Руслан ДЗАРАСОВ: «Послевоенная ситуация для Южной Осетии во многом сложнее» (18.05.2009)
- Владикавказ - вчера, сегодня и завтра (06.05.2009)
- Парад Победы во Владикавказе (09.05.2009)
- «И выходит Марина Ядых в сотый раз, будто в первый, на сцену...» (13.05.2009)
- Вячеслав Гобозов: «Протестный электорат в Южной Осетии - огромный» (27.05.2009)
- Полковник Шанаев: герой - в бою, покоритель сердец - в быту (28.05.2009)
Собрание имен
- Мурат ДЖИКАЕВ: «Образ Коста неразрывно связан с моим творчеством»
- Анатолий ДЗАНТИЕВ: «Коста - это осетинский Пушкин»
- Лицо театральной национальности - Казбек СУАНОВ
- Наталья КОЛОСОВА: «Дарите здоровье, счастье и улыбки!»
- Замужем за театром - Татьяна БЕСТАЕВА
- Музафер ДЗАСОХОВ: «Наш читатель не имеет столичной прописки»
- Лучезарное творчество Эльбруса САККАЕВА
- Тамерлан ГУРИЕВ: «Коста Хетагуров - социально значимая, грандиозная фигура»
- Орлиная гора Давида ТЕМИРЯЕВА
- Лев ОЗЕРОВ: «Точней созвучья не встречал на свете я! Они рифмуются: поэзия - Осетия»
- Валерий ТЕДЕЕВ: «Чтобы стать сильным и побеждать, нужно научиться достойно принимать поражения»
- Алан КАЛМАНОВ: «Живопись должна побуждать к размышлению»
- Солтан ДЗАРАСОВ: «Российская поддержка создала в Южной Осетии иждивенческую психологию»
- Крутые виражи Валерия АЛЕКСЕЕВА
- Казбек КАРГИНОВ: «Политика не должна мешать хозяйственной работе»
- Анатолий ДЗИВАЕВ: «Театр - это добровольная каторга»
- Людмила БЯЗРОВА: «Художественный музей - это показатель наличия зрелой национальной культуры»
- Жорж ГАСИНОВ: «Моя профессия - осетин»
- Земфира ЦАХИЛОВА: «Чувство успеха надо воспитывать с детства»
- Владимир СОСКИЕВ: «Мой Коста - В Санкт-Петербурге и во Владикавказе, а мой Пушкин - в Сурх-Дигоре»